Алгоритм подготовки к уроку

Урок начинается не со звонка, а с под­готовки к уроку.

Для эффективности проведения урока необходимо:

  1. Определить и сформулировать тему урока.
  2. Определить место данного урока в системе уроков.
  3. Определить и сформулировать цели деятельности учителя и уча­щихся.

Элементарные требования к рабочему плану урока:

  1. Определить тип и вид урока.
  2. Четко сформулировать цель урока, исходя из его места и роли среди предыдущих и последующих уроков.
  3. Выделить этапы урока и определить для них примерное время.
  4. Поставить задачи к каждому этапу.
  5. Предусмотреть разноуровневые задания для учащихся (с рит­ма активной деятельности не должны выпасть «сильные» и «сла­бые» учащиеся, а также основная «средняя» группа учащихся).
  6. Продумать методы и приемы обучения, помня о степени эффек­тивности каждого метода.
  7. Подготовить наглядность или ТСО.
  8. Избрать прием оценивания знаний, умений, навыков, а также мотивации учащихся.
  9. Домашнее задание должно быть в обязательном порядке диф­ференцированным.

Примечание. Не забыть о форме (приеме) благодарности учащихся за совместную деятельность на уроке.

Степень эффективности применяемых методов и приемов в обучении

Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай мне действовать самому — и я научусь!

Китайская мудрость

Алгоритм здоровьесберегающих технологий

Здоровьесбережение детей в значительной мере зависит от орга­низации учебного процесса. Основной структурной единицей учеб­ной работы является урок, от построения которого зависит функцио­нальное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Гигиенические критерии оценки организации урока

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ,

ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОК

УРОВНИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ УРОКА
РАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕДОСТАТОЧНО РАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ
1. Плотность урока Не менее 60 % и не более 75-80% 85-90% Более 90 %
  1. Количество видов учебной деятельности
4-7 2-3 1-2
3. Средняя продолжительность      раз­личных видов учебной деятельности Не более 10 мин 11 — 15 мин Более 15 мин
4.Частота чередования  различных видов учебной деятельности не позже чем через 7 —10 мин Смена через 11 — 15 мин Смена через 15 — 20 мин
  1. Количество используемых методов преподавания
Не менее 3 2 1
6. Чередование методов и приемов преподавания Не позже чем

через 10 — 15 мин

Через 15 — 20 мин Не чередуются
7.Наличие эмоциональных разрядок 2-3 1 Нет
8.Место и длительность применения ТСО В соответст­вии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме
9. Чередование

 

 

Поза чередуется в соответствии с видом работы, учитель контролирует посадку учащихся Имеются случаи несоответствия позы виду работы, учитель иногда   контролирует  посадку

учащихся

Несоответствие позы виду работы  у большинства   учащихся, поза учителем не   контролируется
10. Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток На 20 и 35 мин урока по 1 мин из 3 легких    упражнений с 3—4 повторениями каждого физкультминутка, содержание или продолжительность которой  не  соответствует нормам Отсутствуют
11. Психологический климат Преобладают положитель­ные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций, урок эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции
12. Момент наступления  утомления учащихся  по сни­жению       учебной активности Не ранее 40 мин Не ранее 35 — 37 мин До 30 мин

Сходить на урок к самому себе (методические рекомендации по самоанализу урока)

Анализируя результаты проведенного урока (без анализа нельзя построить следующий урок эффективно), необходимо обратить осо­бое внимание на следующие критерии:

1. Доступность ознакомления учащихся с темой, планом и конкрет­ными задачами урока.

2. Соответствие использованных методов цели и содержанию урока, эффективность их применения; интересные и неудачные мо­менты на уроке.

3. Рациональность развития познавательной активности учащих­ся; использование на уроке активных методов, самостоятельной ра­боты, наличие элементов исследовательской деятельности; интенсив­ность (плотность) деятельности учащихся на уроке.

4. Результативность использования новых прогрессивных подхо­дов и методических приемов (изучение материала крупными блока­ми, опорные сигналы и алгоритмы, прием опережения и т. п.).

5. Оптимальность привития учащимся умений учебного труда.

6. Степень самостоятельной работы учащихся, их умение приме­нять полученные знания в конкретной ситуации; степень усвоения на уроке основного содержания материала.

7. Воспитательная эффективность организации работы учащихся на уроке.

8. Оптимальность форм и методов проверки знаний учащихся, их соответствие современным требованиям и эффективность; квалифи­цированность и объективность оценки знаний, умений и навыков уча­щихся; сочетание текущего и тематического учета знаний.

9. Эффективность использования наглядности и ТСО, приемы ин­дивидуального обучения, раздаточный дидактический материал, орга­низация групповой работы.

10.Рациональность распределения и использования учебного вре­мени согласно этапам урока.

11.Восприятие учащимися содержания, дозировки и методики по­дачи домашнего задания, его индивидуализации и дифференциации.

12.Соблюдение требований речевого и орфографического ре­жима.

13.Соблюдение санитарно-гигиенических, психологических и эти­ческих требований к уроку (чистота, освещенность, проветренность помещения, рассадка учащихся, их внешний вид и эмоциональное (физическое) состояние).

14.Учет индивидуальных особенностей учащихся и особенностей конкретного классного коллектива.

15.Создание благоприятного микроклимата на уроке, положи­тельного стиля взаимоотношений с учащимися.

Психологическая оценка урока:

1. Уровень организации урока (доля спонтанности учительского воздействия в настрое детей на урок).

2. Соотношение репродуктивной и самостоятельной творческой деятельности учащихся, развитие их мышления.

3. Соотношение монологического, диалогического общения меж­ду учителем и детьми па уроке.

4. Темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту и контингенту учащихся класса.

5. Соответствие форм и методов учебной работы возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся.

6. Оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов (аудиальный, ви­зуальный, кинестетический).

Психологический анализ деятельности учителя на уроке:

1.Наличие физической или психической дистанции между учи­телем и детьми («над», «рядом», «вместе»).

2.Преобладающее настроение.

3.Коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и с каждым учеником.

4.Способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность).

5.Соотношение индивидуального и группового общения на уроке.

6.Способность к делегированию полномочий учащимся.

7.Умение учащихся слушать.

8.Индивидуализация и дифференциация учебной работы с уча­щимися.

9. Стимулирование понимания и запоминания, самостоятельности мышления.

10.Работа по формированию умственных действий (анализ, син­тез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, система­тизация и др.).

11.Соотношение принуждения и приглашения в способах орга­низации учебной работы.

12.Эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладание эмоций.

13.Увлеченность излагаемым материалом.

14.Индивидуальная манера поведения учителя соответственно его темпераменту.

15.Внешний облик учителя (поза, мимика, одежда, прическа, чув­ство вкуса). 

Критерии методической оценки качества урока

Педмастерство — умение использо­вать опыт других применительно к ус­ловиям собственной деятельности.

Я. Кухарев

1. Обоснование цели урока.

2. Использованные методы и приемы обучения, обеспечивающие:

—  оригинальное начало урока;

—  целенаправленный опрос учащихся;

—  продуманное объяснение материала;

—  организация самостоятельной работы учащихся;

—  индивидуальный и дифференцированный подходы на уроке;

—  проблемно-ситуативный подход; ,— организация домашнего задания.

3. Формы организации познавательной деятельности учащихся, обеспечивающие:

—  сотрудничество учителя и учащихся;

—  сотрудничество между учащимися;

—  включение каждого учащегося в деятельность по достижению целей;

—  контроль и самоконтроль на уроке.

4. Уровень формирования знаний:

—  алгоритмический;

—  эвристический;

—  творческий.

5. Психолого-педагогические критерии урока, обеспечивающие:

—  ситуации успеха;

—  достаточность информации для «сильных» и доступность для «слабых» учащихся;

—  «гибкость» учителя на уроке, его доброжелательность и требо­вательность;

—  умение мобилизовать учащихся, сконцентрировать их внимание.

6. Рефлексия:

—  наделение учащихся функциями учителя;

—  осознание себя (оценка и самооценка);

—  достижение цели.

Алгоритм оценивания учебных достижений учащихся по примерной формулировке вопросов и заданий:

Если вы владеете знаниями, то дай­те зажечь от них свои светильники знаний другим.

Т. Фуллер

Низкий уровень обученности — деятельность пассивная (узнает, выделяет, подчеркивает, выбирает, показывает).

Удовлетворительный уровень — деятельность активная (отвеча­ет сам, воспроизводит в памяти, но не доучил).

Средний уровень — осознанно воспроизводит материал, мышле­ние репродуктивное (ответ полный, правильный, понимает, что гово­рит, заменяет слова на синонимы).

Достаточный конструктивный уровень — умеет выбирать (срав­нивает, обосновывает, делает выводы, указывает причины, объясняет, конкретизирует).

Высокий уровень — творческий характер деятельности (выпол­няет умственные операции, которым его не учили, прогнозирует, мо­делирует, доказывает, оценивает логику, перестраивает, применяет зна­ния в новой ситуации).

Алгоритм тематического учета знаний учащихся 

Тематический учет стимулирует отно­шение учащихся к учению,

воспитыва­ет ответственность в учебном труде.

Такой подход к тематическому учету устраняет элементы стихий­ности в контроле за качеством обучения; создает возможность прибли­зить проверку к системе изучения программного материала в полном объеме; содействует повышению объективности знаний, умений и навы­ков; помогает более целенаправленно осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в процессе обучения; способствует выявлению знаний по каждой конкретной теме учебного курса; усили­вает концентрацию внимания на главном И наиболее существенном; по­вышает чувство ответственности и дисциплинированности школьников.

Памятка по стимулирующему оцениванию знаний учащихся

Оценка знаний призвана выявить уровень развития обучающихся, включая их индивидуальные каче­ства и личностные свойства.

М. Скаткин 

1  — по всем предметам всю первую четверть в 5-х классах;

2  — всю первую четверть во всех классах в начале изучения но­вого предмета;

3  — всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель;

4  — в первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам;

5  — на первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам;

6  — в первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам;

7  — на следующий урок после отсутствия учащегося в классе;

8  — во время кратковременной замены основного учителя другим учителем;

9 — если у учащегося стоит «незакрытая» неудовлетворительная оценка по данному предмету;

10 — при организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.

Недопустимо снижение оценки и выставление не­удовлетворительной оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму и т. п.

Из истории оценивания знаний

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Конфуций

Одной из попыток иметь в основе выставляемой отметки коли­чественное выражение с определенными критериями является пред­ложение еще М. Ломоносовым градации, согласно которой все, что учеником сделано или упущено, должно быть обязательно обозна­чено с учетом следующих критериев:

ВИ —все исполнено;

НУ — не знал урока;

НЧУ — не знал части урока;

ЗУНТ — знал урок нетвердо;

НЗ — не знал задачи;

ВИЗ — все исполнил с избытком.

Вместо заключения

>Учитель — это не только профессия…

>Учение должно приносить детям удовольствие.

>У каждого своя философия, но нужна подлинная.

>Вложить знания, научить понимать жизнь — вот конечная цель обучения.

>Процесс обучения в обязательном порядке должен быть конт­ролируемым.

>Контроль должен быть комбинированным: что можно и что нельзя.

>Ребенок в контролируемом пространстве чувствует себя уве­ренно при двух условиях: любовь и контроль.

>Много контроля, а мало любви — ребенок не чувствует себя безопасным.

>Много любви, а мало контроля — воспитывается безответ­ственность.

>Любовь к ребенку — это отдача, обязательство: выбор объекта любви и обязательство любить его.

>Нельзя отдавать не любя.

>Дисциплина в школе — это не то, что педагоги делают с ребен­ком, а то, что они делают для него.

>Свободу ребенку нужно давать адекватной ответственности.

>Обучив ребенка — создаем успешного, счастливого человека.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.