Под идеологическим воспитанием понимается целенаправленный, научно обоснованный социально-педагогический процесс создания оптимальных условий для освоения основополагающих национальных ценностей, идей, убеждений, формирования национального самосознания и становления активной гражданской позиции учащегося.

Целью идеологического воспитания является формирование социально зрелой личности, субъекта жизнедеятельности, имеющего качества патриота, гражданина, семьянина, труженика, способного к реализации базовых компетенций – социально-политических, коммуникационных, допрофессиональных, профессиональных, личностных.

Задачи идеологического воспитания включают реализацию следующих направлений:

  1. Формирование у подрастающего поколения системы идей о целях развития белорусского общества, человека и путях их достижения через осмысление этнической самобытности и самоидентификации.
  2. Развитие основ национального самосознания, ответственного отношения к самому себе, близким, обществу, природе и духовности; социально значимого поведения в изменяющихся условиях.
  3. Формирование жизнеспособности как умения реализовать личностный потенциал в социально изменяющихся условиях.
  4. Развитие мотивации к созидательной деятельности по преобразованию и совершенствованию внутреннего мира, отношений с людьми, окружающей реальности.

В качестве идейного фундамента данного процесса выступает система национальных ценностей белорусского государства:

Патриотизм характеризуется любовью и уважением к сво­ему народу, ближним, самому себе, историческо­му прошлому, языку, культуре. Гордостью за принадлежность к белорусскому эт­носу. Идентификация — соот­несение себя с обще­ством, его целями разви­тия и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов

Гражданственность. Содержательный компонент: долг, достоинство, ответ­ственность, социальные практика и активность, формирование основ на­ционального самосозна­ния через систему идей о целях белорусского обще­ства и гражданина, сред­ствах их достижения; овла­дение способами реализа­ции прав и ответственно­сти по отношению к себе как личности, семье, окру­жающим, Отечеству, пла­нете, признание и соблю­дение Конституции РБ, овладение основами пра­вовой культуры, социаль­ного жизнетворчества, осознание приоритетов белорусской модели раз­вития (социально ориен­тированная направлен­ность, многоукладный ха­рактер экономики — го­сударственная и частная формы собственности) осмысление роли государственных социальных минимальных стандартов

Толеран­тность. Содержательный компонент: толерантность как сочув­ствие ближнему, способ­ность принять человека с различными социальны­ми, этническими, религи­озными взглядами, спо­соб духовного преобра­зования личности; уваже­ние прав и свобод чело­века; навык сотрудничать и позитивно разрешать конфликты; навык под­держивать всеобщую бе­зопасность

Трудо­любие. Содержательный компонент: труд как ценность, роль и место труда в преобразо­вании общества, труд на благо других, социальный смысл трудовой деятель­ности, основы экономи­ческих знаний и мышле­ния, осмысление потреб­ности в трудовой деятель­ности, познание как часть трудовой мыследеятельности, уважение к людям труда, овладение навыка­ми самообслуживания

Коллек­тивизм. Содержательный компонент: единство интересов лич­ности и коллектива; само­ценность межличностных отношений; справедли­вость как ценность; кол­лективизм как взаимоподдержка, взаимопони­мание, сотрудничество, готовность к взаимодей­ствию для достижения общих целей, способ­ность формировать среду единомышленников.

  1. Содержание идеологического воспитаниянаправлено на осмысление воспитанником ценностного отношения к социальным реалиям, а именно:

— к правилам природопользования, охране обитания человека, к восстановлению экологического равновесия; к труду как условию развития и самореализации личности; к учению как непрерывной познавательной потребности человека;

— к людям на принципах толерантности, уважения и диалога; к женщине как продолжательнице человеческого рода и хранительнице духовных ценностей, к семье;

— к гражданским обязанностям как условию формирования цивилизованного правового общества; к самому себе на принципах самоуважения и самодостоинства;

— к прекрасному как способности личности к эстетическому пере­живанию красоты, умению ее создавать, готовности к преобразова­нию окружающего мира по законам гармонии; определение способов действия, оценку возможностей в их со­отношении с реальностью и необходимостью совершения социально значимого поступка.

Важным элементом системы идеологического воспитания является формирование национального самосознания. Национальное самосознание личности – это осознание человеком своей принадлежности к определенной этносоциальной общности, осознание общих национальных интересов, ценностей и идеалов людей как своих личных. Национальное самосознание характеризуется также любовью к родному языку, национальной культуре, приверженностью к национальным ценностям, осознанным чувством национальной гордости и осознанием общности интересов. Эти структурные компоненты национального самосознания находятся в постоянном диалектическом развитии. У человека, живущего в определенной национальной среде, по­требности, интересы и чувства имеют ту или иную национально-спе­цифическую окраску.

Для эффективной реализации целей формирования национального самосознания существует необходимость участия учащихся в деятельности, национальной по содержанию и направленности. К основным видам национально значимой деятельности относятся следующие: познание объективных законов развития нации и национальных отношений, национальных потребностей, интересов, идей, ценностей; поддержание и укрепление общественного строя национального государства, являющегося гарантом развития нации; сохранение территориальной целостности национального государства как материальной основы развития экономических, политических и культурных связей народа; развитие национальной экономики, развитие национальной культуры и языка, сохранение и приумножение наиболее прогрессивных элементов социального и культурного наследия. В качестве мотивов, побуждающих к деятельности, выступают национальные потребности, интересы, идеалы, ценности.

Идеологическое воспитание как многогранный и всеобъемлющий процесс социального становления личности тесно взаимосвязано с идейно-политическим, гражданско-патриотическим, идейно-нравственным, а также национальным и интернациональным воспитанием. Таким образом, идеологическое воспитание интегрирует все обозначенные виды воспитательной деятельности как целостную систему образовательного учреждения.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.