В 2023/2024 учебном году функционирует 1 профильный класс:
- 10 профильный класс по 1 модели обучения (на повышенном уровне учащиеся изучают белорусский язык и русскую литературу).
- Учащиеся 10 класса изучают факультатив педагогической направленности «Введение в педагогическую профессию»
Профильное обучение – это фактор и условие дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать потребности и способности учащихся, создавая возможности для их обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями на продолжение образования. Оно создает предпосылки для реализации личностно ориентированного образовательного процесса. При этом построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей учащихся, которые должны сами определить направления обучения в конкретной предметной области.
В процессе профильного обучения у учащихся формируются такие профессиональные качества личности, как системное творческое мышление, способность к критической оценке и самооценке, рефлексия, мотивация учения; социально значимые личностные качества (патриотизм, гражданская ответственность, трудолюбие); информационная и коммуникативная культура, культура предпринимательства.
Качество профильного обучения учащихся во многом определяется его психолого-педагогическим сопровождением.
Цель психолого-педагогического сопровождения профильного обучения – выявление, развитие и реализация профессионально-психологического потенциала учащихся, т.е. профессионально значимых качеств личности, ключевых квалификаций, компетенций, профессиональных и личностных интересов, ценностей, мировоззренческих взглядов, а также профессионально-этических норм, которые будут определять эффективность их профессиональной жизнедеятельности.
Основные задачи психолого-педагогического сопровождения профильного обучения учащихся:
осуществление мониторинга интересов, склонностей, образовательных потребностей учащихся III ступени общего среднего образования;
реализация принципов дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе на основе предоставления учащимся возможностей построения индивидуальных образовательных маршрутов с учетом профессиональных интересов;
расширение возможностей социализации учащихся на основе реализации принципа преемственности между общим средним и профессиональным образованием;
формирование и развитие у учащихся ценностных ориентаций в сфере профессиональной деятельности, творческой самостоятельности, активности, исследовательских компетенций, обеспечивающих выпускнику возможности жить, трудиться, непрерывно совершенствоваться, быть конкурентоспособным на современном рынке труда;
повышение уровня мотивации учащихся для получения качественного образования.
В русле гуманистического подхода психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения должно соответствовать ряду требований:
1) следовать за естественным развитием личности учащегося;
2) обеспечивать условия для самостоятельного творческого освоения учащимися системы отношений с миром и самим собой;
3) обеспечивать в рамках объективно данной учащемуся социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.
Особенность профильного обучения такова, что оно предполагает наличие широкого спектра индивидуальных образовательных программ для более полного удовлетворения интересов, способностей и склонностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям современного рынка труда. С этой целью необходимо максимально использовать возможности не только данного учреждения общего среднего образования, но и учреждений дополнительного образования детей и молодежи, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, подключать к данной работе специалистов разных профессий, родительскую общественность, государственных служащих. Такая системная совместная деятельность призвана обеспечить успех в решении тех задач, которые являются приоритетными для профильной школы.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения профильного обучения являются:
психологическая диагностика учащихся, направленная, в первую очередь, на выявление уровня сформированности у учащихся представлений об особенностях выбора будущей профессиональной деятельности; она определяет характер ожиданий учащимися помощи специалистов и их поддержки в профессиональном самоопределении;
консультационная работа с педагогами и родителями, которая призвана оказать им содействие в определении эффективных путей разрешения совместно с учащимися трудностей в их профессиональном определении, скорректировать субъект – субъективные отношения в процессе решения учащимися вопросов выбора;
методическая работа, направленная на оказание действенной помощи педагогическим работникам со стороны директора, его заместителей, методической службы, опытных коллег в вопросах профессионального развития, теоретической и методической подготовки с учетом особенностей допрофильной и профильной подготовки учащихся;
профилактическая работа, осуществляемая педагогом-психологом и педагогом социальным и направленная, прежде всего, на оказание поддержки каждому учащемуся в его личностном развитии и проектировании профессионального будущего;
коррекционно-развивающая работа, которая проводится с учащимися, испытывающими трудности в профессиональном самоопределении, и призвана развивать их профессиональные интересы на основе выявленных реальных возможностей и способностей личности;
аналитическая работа, направленная на изучение созданных условий, организации психолого-педагогической помощи учащимся, ее результатов в контексте допрофильной и профильной подготовки учащихся; готовности подростка к осознанному выбору профессии, продолжению образования; на оценку эффективности и коррекцию данного вида совместной деятельности.
Процесс психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения ориентирован на становление уникальности личности каждого учащегося, приоритеты личностного развития (когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личностных качеств ребенка), непрерывность, автономность, позволящие осуществлять межпрофессиональное взаимодействие разных специалистов (учителя, педагога-психолога, педагога социального, учителя, который выполняет обязанности классного руководителя и др.).
Ожидаемым результатом такого взаимодействия, безусловно, становится повышение уровня осознанности профессионального самоопределения учащихся, а также сформированность у них психологических умений, личностных качеств, необходимых для успешного саморазвития как труженика и гражданина своей страны.
В процессе психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся важным является реализация принципов системности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что позволит избежать фрагментарности проводимой работы, дублирования ее видов и форм.
Педагог, преподающий в классах допрофильной подготовки и профильного обучения:
владеет содержанием преподаваемого учебного предмета на повышенном уровне;
разрабатывает и реализует индивидуальный профессиональный маршрут (занимается самообразованием) с учетом организации допрофильного обучения и профильной подготовки учащихся;
осуществляет тактическое планирование по введению профильного обучения на уровне образовательных областей и отдельных учебных предметов;
проектирует образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения и поддержание творческого начала в деятельности учащихся, развитие навыков исследовательской деятельност и;
определяет логику преподавания учебного предмета, исходящую из потребностей и возможностей учащихся конкретного профиля;
оказывает помощь классному руководителю, учащимся и их родителям в разработке индивидуального образовательного маршрута обучающегося;
использует многообразие видов и форм совместной с учащимися деятельности, электронные образовательные ресурсы в процессе преподавания учебного предмета;
осуществляет совместную с учащимися творческую деятельность (проектную, поисковую, исследовательскую), направленную на развитие их социально значимых личностных качеств;
осуществляет мониторинг личностного развития учащихся, прогнозирование трудностей, определение их причин и путей исправления (упреждающий мониторинг);
содействует средствами учебного предмета профессиональному самоопределению учащихся, поддерживает у них интерес к избранной сфере деятельности;
развивает у учащихся мотивацию достижения успеха в различных видах деятельности, в частности в освоении содержания предмета на повышенном уровне.
Педагог, который выполняет обязанности классного руководителя, в первую очередь призван обеспечить взаимодействие директора учреждения образования и его заместителей, педагогов-предметников, педагога-психолога, социального педагога, родителей учащихся по психолого-педагогическому сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. Данная система включает просвещение, консультирование, коррекцию, профилактическую работу и охватывает всех субъектов образовательных отношений.
Работая с классным коллективом и каждым учащимся, классный руководитель:
изучает индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития; выявляет специфику, определяет состояние и перспективы развития классного коллектива;
выявляет интересы, склонности, образовательные запросы учащихся; определяет направления образовательной деятельности в условиях профильного обучения;
оказывает педагогическую помощь каждому учащемуся с целью его успешной адаптации к особенностям допрофильной подготовки и профильного обучения;
устанавливает атмосферу взаимопонимания и доверия в системе «учитель – ребенок – родитель»;
проводит мониторинг по изучению и выявлению образовательных запросов учащихся;
формирует у учащихся эмоционально-положительное отношение к образовательной деятельности (учит эффективным приемам учебной деятельности; поощряет успехи учащихся; оказывает помощь в адекватном применении каждым из них своих индивидуальных возможностей, в выборе факультативных занятий, профиля обучения; поддерживает у учащихся интерес к участию в различных видах внеучебной предметной деятельности; создает условия для развития познавательных интересов и нравственных ценностей);
развивает у обучающихся навыки общения;
проводит системную работу по профессиональной ориентации учащихся (тематические классные часы; экскурсии на производство; встречи с представителями разных профессий; посещение учебных заведений региона, выставок; тематические конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, видеороликов);
содействует получению учащимися дополнительного образования посредством вовлечения их в систему кружковой работы (клубы, секции, объединения), организуемую как в учреждении общего среднего образования, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи по месту жительства;
осуществляет диагностику и оценку готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения как ключевого этапа самообразовательной деятельности;
проводит групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения учащимися, связанного с выбором профиля обучения;
ведет карту личностного развития учащихся.
Работа классного руководителя с педагогами, преподающими учебные предметы в данном классе, включает:
проведение индивидуальных консультаций с педагогами по вопросам успешности учащихся в овладении содержанием учебных предметов;
оказание педагогам помощи в изучении личностных особенностей учащихся, их возможностей, интересов и склонностей;
вовлечение педагогов в проведение совместных внеучебных тематических мероприятий.
Работа с родителями учащихся направлена на:
организацию родительского лектория;
проведение тематических классных родительских собраний, на которых рассматриваются вопросы особенностей организации допрофильной подготовки учащихся и профильного обучения, значимости взаимодействия учреждения образования и семьи в выборе ребенком профессиональной траектории; осуществляется знакомство с образовательной картой региона, республики, перспективными профессиями и др.;
налаживание и поддержание связи семьи и учреждения образования не только в целях координации образовательного процесса, но и в профориентационных целях;
организацию и проведение совместных тематических профориентационных мероприятий с учащимися и их родителями;
привлечение к профориентационной работе родителей учащихся, профессионалов в своей сфере деятельности;
осуществление индивидуального консультирования родителей по вопросам личностного развития учащихся, коррекции взаимоотношений в системе «родитель – ребенок», поддержания и развития у учащихся профессиональных интересов.