Рефлексия и самоконтроль

Рефлексия и самоконтроль – условия адекватного психического отражения человеком его внешнего мира и окружающей действительности. Благодаря рефлексии он включается в прохождение отдельных психических процессов: ощущения, воображения, мышления, памяти, речи, внимания. Самоконтроль невозможен без того, что контролируется, и присутствия эталона; кроме этого, в его состав входят каналы прямой и обратной связи.

Современный учитель владеет новейшими приёмами и методами обучения своему предмету, но порой забывает о том, что важно научить школьника умению контролировать себя самостоятельно. Правила можно забыть, навыки – растерять, а вот умение контролировать себя, саморегулировать свою деятельность остаётся на всю жизнь.

Движущей силой познавательной деятельности ученика является противоречие между потребностями ребёнка в усвоении недостающих знаний и опыта познавательной деятельности и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. Конкретное выражение этих противоречий кроется в содержательной, мотивационной и операционной линиях обучения.

Задача учителя заключается в том, чтобы научить ребёнка сравнивать свой результат с эталоном, принимать решение про следующую стратегию саморегулирования или самоуправления в том случае, если его результат не соответствует эталону. Современный школьник должен уметь провести и предварительный самоконтроль до начала выполнения определённого действия, и текущий (оценить свои промежуточные результаты), и итоговый, сделать выводы о достижении поставленной перед ним цели. Постепенно самоконтроль из вынужденного переходит в привычный. В процессе обучения эталоны, которые показывают ребёнку учителя и родители, присваиваются и становятся неотъемлемым компонентом психической саморегуляции выполняемой им деятельности и тем самым позволяют ученику перейти на самоконтроль своих действий.

Механизмы самоконтроля формируются снизу вверх – от самоконтроля на нижнем операционном уровне до самоконтроля на более высоких уровнях структуры деятельности (самостоятельная проверка отдельных операций, совокупности операций, деятельности в целом). Запускающий фактор самоконтроля – мотивация. Она влияет на становление самоконтроля у школьника. Мотивация и самоконтроль влияют друг на друга: чем выше мотивация к познавательной деятельности, тем быстрее и лучше идёт становление процессов самоконтроля; чем лучше ученики овладели методом самоконтроля, тем выше у них потребность в изучении того или иного предмета и в целом к познавательной деятельности.

Очевидно позитивное влияние самоконтроля на операционную сторону познавательной деятельности учеников, потому что система самоконтроля в процессе её формирования начинает пронизывать все свойственные человеку психические явления. Самоконтроль выступает как  качество личности, регулирующее процессы общения и поведения человека в обществе, как одно из важнейших проявлений самосознания. Для выбора наилучшей стратегии при решении определённой познавательной задачи ученик обращается к сравнительному анализу возможных стратегий поведения. С помощью механизма самоконтроля он мысленно проверяет адекватность и целесообразность той или иной стратегии для решения поставленной перед ним задачи.

Выбрав адекватную стратегию и решив данную познавательную задачу, ученик тем самым обогащает содержательную сторону своей познавательной деятельности, накопляет знания, формирует (с помощью учителя) навыки и развивает определённые умения. Постепенно у него растёт понимание значения самоконтроля как фактора, содействующего повышению качества учебной деятельности; рабочие действия и самоконтроль объединяются.

Механизм саморегуляции вербального и невербального поведения формируется на следующих этапах:

По конкретному образцу (на репродуктивном этапе познавательной деятельности);

По воображаемому эталону (на частично-поисковом этапе познавательной деятельности);

На основе обобщённого представления образцов (на творческом этапе познавательной деятельности).

Внутренняя программа самоконтроля в информационно-образовательном пространстве должна формироваться при постоянном внешнем контроле со стороны учителя, особенно вначале, когда у школьника ещё не сложился эталон правильного выполнения действий. Чем быстрее педагог научит его, как необходимо контролировать себя, тем легче будет осваивать это пространство. Параллельно с обучением самоконтролю должен происходить постепенный регулярный контроль сформированности навыков и умений учеников, контроль овладения самоконтролем.

Попробуем привести примеры наиболее эффективных методов и приёмов, которые помогут учителю привить навыки самоконтроля школьникам и успешно провести заключительную стадию урока – рефлексию (процесс и результат деятельности учеников на уроке, состояние их саморазвития).

Из опыта работы учителя физики Пинчук Е.Н.

Рефлексия

Капелька к капельке — и образуется ручеек. Ручейки сливаются и превращаются в реку. Вот так и знания — капелька к капельке — и получается широкая и полноводная река Знаний. Эти капельки и есть знания, которые вы получили сегодня на уроке.

Если урок для вас был плодотворным, вы активно работали и получили новые знания, то пополните реку Знаний новыми капельками (крепят «капельки» на реку, нарисованную на доске или плакате). Если вы не довольны своей работой или не получили ожидаемых знаний, а считаете, что способны на большее, прикрепите «капельки» на «облачко». Эти «капельки» еще в полете, но наступит время, и они тоже попадут в реку Знаний.

Рефлексия «Весы»

Чаще всего в природе встречаются массивные тела. Чем эти тела по размерам большие, тем масса их больше. Так и знания. Чем больше знаний, тем понятнее тебе становятся явления, происходящие в окружающем мире. На доске нарисованы весы. Одна чаша — полезные знания (если урок для вас был плодотворным, вы активно работали и получили новые знания), вторая — бесполезные знания (если вы не довольны своей работой или не получили ожидаемых знаний). (Дети крепят «гирьки» на соответствующую чашу весов)

 

РЭФЛЕКСІЯ

 

I. Прааналізуйце вынікі вашай работы на ўроку.

 

1. Я зразумеў(ла) мэты ўрока:

 

а) так; б) не; в) часткова.

 

2. Тэкст для працы быў складаны?

 

а) так; б) не; в) часткова.

 

3. Што было складаным на ўроку?

 

а)прывесці доказы таго, што прапанаваны матэрыял з’яўляецца тэкстам;

 

б)знайсці складаназлучаныя сказы;

 

в)састаўляць табліцу;

 

г)іншы адказ.

 

4. У якім заданні дапусцілі найбольш памылак?

 

а) аналіз тэксту;

 

б) пошук складаназлучаных сказаў; в) складанне табліцы.

 

II. Вы задаволены сваёй працай на ўроку?

 

а) так; б) не.

 

III. Калі задаволены, то чаму?

 

IV. Калі вы не задаволены сваёй працай, то магчыма:

 

1. Вы хваляваліся. Чаму?

 

2. Не хапала ведаў па тэмах, якія вывучаліся на папярэдніх уроках.

 

3. Дрэннае самаадчуванне.

 

4. Не зразумеў(ла) тлумачэнняў настаўніка.

 

5. Перашкаджалі аднакласнікі.

 

6. Іншы адказ.

 

РЭФЛЕКСІЯ

 

Дапоўніце запісаныя на дошцы сказы:

 

Я думаю …

 

У мяне ўзнікла жаданне …

 

Я не зусім разумею …

 

Цяпер я дакладна ведаю …

 

РЭФЛЕКСІЯ

 

На дошцы вісяць 3 плакаты:

 

Задаволены.

 

Не вельмі задаволены.

 

Зусім не задаволены.

 

Вучні ацэньваюць сваю дзейнасць на ўроку, прымацоўваючы пад адпаведным плакатам жэтон. 

 

ПРЫЁМ “АСТРАВЫ”

 

На ватмане малюецца карта з адлюстраваннем эмацыянальных “астравоў”: в. Радасці, в. Суму, в. Задавальнення, в. Чакання, в. Здзіўлення, в. Прасвятлення, в. Трывогі, в. Асалоды, в. Нявызначанасці, в. Натхнення.

 

Карта вывешваецца, і кожнаму прапаноўваецца назваць свой востраў, які адлюстроўвае душэўны, эмацыянальна-пачуццёвы стан пасля ўрока.

 

Кожны мае права назваць які-небудзь новы востраў са сваёй назвай, калі яго не зусім задавальняюць тыя, якія ўжо ёсць.

 

РЭФЛЕКСІЯ

 

Адкажыце на пытанні (у вуснай або пісьмовай форме):

 

Якая тэма сёняшняга ўрока?

 

Якія паняцці паўтарылі?

 

Чым карысталіся на ўроку?

 

Што спадабалася?

 

На чым хацелася б спыніцца ў наступны раз?

 

З якім настроем пакідаеце ўрок?

 

РЭФЛЕКСІЯ

 

Вучням прапануецца прадоўжыць наступную фразу:

 

Кожны з нас шчаслівы, калі …

 

РЭФЛЕКСІЯ

 

Настаўнік. Адным з вобразаў-сімвалаў балады А. Куляшова з’яўляецца камень. У аўтара ён агідны, шчарбаты, чужы. Аднак камяні чалавеку ў жыцці бываюць вельмі патрэбныя.

 

Раскажу вам невялікую прытчу. Нясуць тры чалавекі за плячыма ў мяхах каменне.

 

— Чым вы займаецеся? — спыталі ў іх.

 

— Цягну гэтыя праклятыя камяні, — злосна адказаў першы.

 

— Зарабляю сабе на хлеб, — стомлена прамовіў другі.

 

— А я будую храм, — радасна паведаміў трэці…

 

Пачуцці якога з гэтых трох чалавек адпавядаюць вашаму стану пасля сённяшняга ўрока? Чым для вас быў урок? Працай, пакінула толькі стому? Вы працавалі толькі дзеля адзнакі і пахвалы? А можа, вы будавалі храм? Зрабіце кожны свой выбар. (Вучні змяшчаюць фішкі на малюнку з грудай камянёў, грашыма і храмам.)

 

Мне асабіста ўдалося сёння пабудаваць храм. Але я ўзводзіў яго разам з вамі, закладваючы ў падмурак вашы веды і цудоўныя адказы. (Настаўнік змяшчае сваю фішку ля малюнка храма.)

 

Из опыта работы учителя истории Головко Г.В. 

 

РЕФЛЕКСИЯ

 

Детям предлагается заполнить следующую таблицу:

 

Знаю и могу объяснить другому Знаю, но остаются сомнения Не знаю

 

 

 

РЕФЛЕКСИЯ

 

Учитель предлагает вниманию учащихся следую­щие высказывания для совместного обсуж­дения и обобщения знаний, полученных на уроке:

 

Право на счастье… ты (человек) завоевал, проливая свою кровь в борь­бе на баррикадах в Париже и Вене, в сраженьях гражданской войны в США, со­вершая революцию в России. Но твой Париж кончился с приходом Петена и Лаваля, твоя Вена — с приходом Гитлера, твоя Россия — с приходом Сталина, а твоя Америка имеет все шансы кончиться с приходом Ку-Клукс-Клана. Для тебя всегда было легче завоевать свободу, чем удержать ее. Всё это мне известно уже давно. Но чего я не могу понять, так это то, почему снова и снова выбираясь с кровавы­ми боями из одного болота, ты обязательно погружаешься в новое болото, еще хуже предыдущего. Затем, тщательно и осторожно осматриваясь вокруг себя, я постепен­но пришел к выводу: твой главный поработитель — ты сам. …Никто больше неви­новен!

 

В. Райх

 

Не во власти человека изменить или отменить действие социальных законов. Но в его власти совершать или не совершать те или иные поступки, т. е. влиять на формы проявления (реализации) этих законов. И с этой точки зрения эволюция че­ловеческого общества есть в такой же мере продукт доброй воли людей, в какой она есть продукт принудительных социальных законов. Человек не есть мертвая частич­ка мертвой природы. Человек есть субъект истории, творец истории. Когда люди го­ворят, что не в их власти что-то изменить в обществе и направить общественное развитие в желаемом направлении, они правы лишь отчасти. И потому эта ссылка на неподвластность им исторического процесса с моральной точки зрения есть оправ­дание их пассивности, трусости или даже дурных намерений и желаний.

 

А. Зиновьев

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.