Почему дети не хотят читать?

Почему дети не хотят читать?

         Книжка без картинок  или хотя бы без разговоров-

книжка неинтересная.

Льюис Кэрролл, “Алиса в Стране чудес”

         Давно ли вы держали в руках обычную книгу? А читали её?

В современном мире бумажные книги становятся редкостью. Их быстрыми темпами вытесняют электронные устройства, позволяющие носить в дамской сумочке целую областную библиотеку. Но, сменив шуршание личтов на щелчки кнопок, взрослые хотя бы продолжают читать.

А вот дети всё чаще предпочитают компьютерные игры или мультики (фильмы) – это ведь гораздо увлекательнее, чем “тыкать в книжку пальчиком”. И родители, и педагоги обоснованно опасаются, что скоро школьники совершенно перестанут читать что-либо, помимо заданного на уроках. Поводом для беспокойства служит и то, что с каждым годом эрудиция и грамотность учеников стремительно снижается. К тому же у ребят ухудшается воображение, им сложнее занять себя чем-то, кроме электронных гаджетов. Всё это обусловлено тем, что в телевизоре( компьютере, мобильном телефоне) предлагаются уже готовые образы, нарисованные не детской фантазией, а кистями и красками профессиональных художников и дизайнеров.

Многочисленные исследования показали, что дошкольники и ученики младших классов , проводящие свободное время за голубым экраном, рисуют хуже,чем их сверстники, которым читают  сказки, рассказы, стихи. Персонажи детей, не подружившихся с книгами , примитивны, лишены деталей, у них часто искажены пропорции (если это люди или животные).

Но в большинстве случаев малыш не любит читать вовсе не потому, что он глупый, вредный или ленивый. Просто родители не воспитали привычку и желание проживать сотни удивительных, невероятных приключений, открывающихся на страницах книг. Психологи говорят, что это нужно успеть сделать до 9-10 лет, затем познавательная активность сменится общением со сверстниками и заинтересовать ребёнка чтением станет значительно сложнее.

Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!

Здесь, как и во всей педагогике, личный пример родителей имеет наиважнейшее значение. Бессмысленно убеждать ребёнка, что читать – это интересно и полезно, если он ни разу не заставал вас за этим занятием.

Привить любовь к книге проще в читающей семье. Но, чтобы заинтересовать ребёнка чтением, можно использовать и другие приёмы, Давайте рассмотрим их.

Чтение и совместный досуг

Чтение книг должно стать совместным занятием. Укладывая детей спать, мама рассказывает сказку. А слушают её не только малыши, но и уставший после работы папа, и кот, свернувшийся клубочком, и даже рыбки в аквариуме.

Если ребенок не выучил буквы, устраивайте семейные книжные вечера. Для этого выберите историю и прочитайте её по ролям или просто по очереди – по одному предложению ( абзацу, странице, главе).

Вместе ходите в библиотеку или книжный магазин, чтобы найти новую сказку для совместного чтения. Так ребёнок выберет именно то, что нравится ему. И если в магазине решение остается за взрослым (покупать или нет?), то в библиотеке прислушайтесь к мнению малыша.

Порекомендуйте ребёнку какое-нибудь интересное, на ваш взгляд, произведение. Но не навязывайте свой выбор только потому, что вам в детстве очень нравилась эта история. Времена меняются, да и предпочтения детей могут не совпадать с вашими. Позвольте  малышу решать самому – и тогда чтение не будет казаться ему таким уж скучным занятием.

Предложите детям поиграть в театр или даже снять кино с ними в главной роли. Кстати, о роли….

«Доченька! Знаешь ли ты, что тексты для пьес и фильмов пишут специальные люди- сценаристы? Актёры читают сценарий, заучивают свои слова и только потом исполняют роль… Вот тебе сценарий нашего будущего фильма. Твои слова я подчеркнула красным!»

И ребёнок будет с удовольствием читать то, что вы ему предложите, — но ведь хочет быть настоящим актером!

Метод естественных последствий

Наверняка многие из вас слышали о «методе естественных последствий Ж.-Ж.Руссо. В своей книге «Эмиль, или О воспитании» он рассказывает о том, как мальчик научился читать. Эмиль получал записки с приглашением в гости или на прогулку. Но малыш ещё не знал букв. И пока он находил того, кто сумел прочесть записку, момент оказывался упущенным. «Ах, если бы он сам умел читать!» И ребёнок приложил все усилия, чтобы поскорее этому научиться.

Это и есть основа метода – никакого принуждения, никаких угроз и требований, за неумение (или нежелание) читать наказывает сама ситуация.

Похожий метод придумала детский психолог Искра Даунис. Чтобы заинтересовать ребёнка чтением, она советует прислать ему письмо от любимого сказочного или мультяшного героя. Пусть сначала оно будет небольшим – всего из нескольких фраз, в которых персонаж предлагает подружиться или преподносит небольшой подарок (например, тематическую наклейку или раскраску). Прочтите письмо вместе с малышом – вы увидите, как он обрадуется. Через некоторое время ( день-два) пришлите новое, уже более длинное и подробное  послание. Пусть ребёнок ознакомится с ним сам. Будьте уверены: следующие конверты ваше чадо будет ждать с нетерпением и читать с огромным интересом! Далее пусть «друг по переписке» упомянет в своем рассказе интересное произведение или попросит малыша нарисовать персонажи из другой книги ( а чтобы выполнить это задание, нужно её прочесть!)

Ассорти идей

Ребёнку не интересно читать книжку «для себя»? Сделайте так, чтобы это занятие стало востребованным! Вот несколько идей, как объединить чтение книг с другими делами и событиями в жизни.

  • Играйте! Делайте это так же, как и герои книг ( например, в «крестики-нолики», как крокодил Гена). Или даже сами придумывайте игры по произведениям (это может быть обычная «бродилка» с нарисованной на поле жёлтоё дорогой в Изумрудный город или карточная игра-мемори, в которой нужно по памяти найти пары одинаковых карточек с Белоснежкой и семью гномами).
  • Устройте ребёнку день рождения по мотивам любимой сказки или книги (в стиле Винни-Пуха или какого-нибудь детского детектива, где нужно искать пропавший торт).
  • Придумайте викторину с вопросами по книге и устройте соревнование между детьми. («Как зовут подругу Кая?», «Назовите имя почтальона Печкина».)
  • Предложите ребёнку вместе написать продолжение истории или домыслить, что было бы, если бы…(где бы жил Карлсон, если бы не умел летать?», «Как  сложилась бы жизнь Буратино, если бы он не послушал лису Алису и кота Базилио?»
  • Используйте в обычной жизни узнаваемые фразы из книг (Спокойствие , только спокойствие ! Кстати, помнишь, из какой книги эта фраза?»)
  • Если ребенок задаёт вопрос, на который  вы прямо не в силах ответить (очень заняты, не  помните деталей) предложите ему книгу, в которой можно найти ответ. Только делать это нужно мягко : «Я сейчас занята и не могу объяснить подробно. Но, если тебе интересно, почему извергаются вулканы, открой свою большую энциклопедию. Там есть много картинок и всё очень подробно описано» а не «Иди сам в книжке почитай, мне сейчас не до вулканов!»

Особый подход

Однако есть дети, с которыми вышеописанные методы не срабатывают. К ним относятся ребята, которые всё делают наперекор родителям, не любят выполнять поручения или никого не слушаются. В таком случае можно применить два подхода.

  1. Запретный плод. Купите увлекательное и красочное издание и положите его так, чтобы оно было на виду, но вне зоны доступа ребёнка( например, в комнате на верхней полке). Расскажите членам семьи о покупке, расписывая все её достоинства. При этом запретите малышу брать и смотреть книгу (про чтение – ни слова!). А сами периодически доставайте её, пролистывайте, рассматривайте картинки, читайте. Но как только увидите интерес ребёнка – кладите на место. Рано или поздно вашему проказнику захочется нарушить запрет и узнать, что же от него так тщательно скрывают.
  2. А тебе слабо? «Слабо за вечер целую книгу прочитать?» — такая фраза может побудить к чтению ребёнка, который любит соревноваться и хочет быть во всём лучшим. «Не слабо!»- скажет ваш чемпион и сядет за книгу.

Поощрение и наказание – как быть?

Некоторые родители, стараясь приучить ребёнка к книге идут на крайние меры: «Не прочитаешь 10(20,30…) страниц – не получишь сладкое!» А то и вовсе наказывают малыша за проступки, заставляя его читать: «Не убрала в комнате? На улицу не пойдешь. Бери книгу и читай вот эту главу! Потом придёшь и расскажешь мне, что там было».

Так делать нельзя, потому что у малыша может возникнуть стойкая неприязнь к чтению, а вы ведь хотите обратного эффекта.

Впрочем, слишком активно и явно поощрять чтение тоже не стоит. Интерес к самому процессу, желание узнать, что произошло в сказке или истории, — это внутренняя мотивация ребёнка. Она считается наиболее устойчивой и полезной для любого дела. Предложенная же родителями награда за чтение превращает эту мотивацию во внешнюю (прочитал страничку — получил конфетку). В таком случае, как только закончатся призы, читать станет неинтересно. Поэтому, если хотите похвалить своего юного читателя, делайте это не так явно, придумывайте  более завуалированные формулировки: «Ты сегодня молодец, прочитала целую историю про принцесс! А хочешь, мы и мультик про них посмотрим?» вместо «Если ты прочитаешь целую историю, разрешу тебе посмотреть мультик»

Дорогие взрослые! Пусть чтение приносит удовольствие вам и вашим детям! Как знать, быть может, именно ваш малыш, который сегодня впервые самостоятельно читает книгу, через двадцать лет станет известнейшим писателем?

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.