Урок литературного чтения

Литературное чтение

Тема: Е. Пермяк «Смородинка» 2 класс

Учитель начальных классов: Корунос Ирина Сергеевна

Цели:

— вырабатывать читательскую зоркость;

— обогащать словарь учащихся;

— обеспечивать правильную организацию восприятия;

— формировать нравственное понятие «труд»;

— учить работать с текстом; обучать пересказу;

— воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, выставка книг Евгения Пермяка,  презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И   урок мы наш  начнем.

— А чтобы у нас всё получилось, и  урок наш прошёл замечательно, мы повторим сейчас правила поведения:

Ответить хочешь — не шуми,

А только руку подними.

Учитель спросит — надо встать,

Когда позволит сесть- то сядь.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

— Какую цель поставим перед собой на уроке?

—   Ребята, как вы сегодня будете работать на уроке?

Оцените свою предстоящую работу на уроке, а затем мы сравним с вашей оценкой в конце урока.

2.Речевая разминка

1.Учись отчётливо произносить звуки.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

2.Читай без ошибок.     Произноси быстро.

Соня Зине принесла малину в корзине.

  1. Проверка домашнего задания

— Какое у вас было домашнее задание?  Сейчас вам необходимо будет пересказать рассказ «Когда не бывает скучно» согласно плану, который мы составили на прошлом уроке и который есть на доске.

  1. Осталась одна
  2. Давайте вместе убирать
  3. Ребята вернулись в группу

(план записан на доске с изменениями, исправление плана, пересказ по плану по частям)

Дополнительные задания:

2.К какой части рассказа относятся  рисунки, которые  нарисовали ребята.

  1. Сообщение темы урока

— Сегодня на уроке мы продолжим с вами чтение произведений о детях и для детей, будем учиться правильно читать по- русски, давать характеристику героям и отвечать на вопросы.

— Какой рассказ мы будем читать, вы узнаете, когда разгадаете ребус: я вам показываю картинки, вы используете только первые буквы слов.

( снежинка,  медведь, огурец, ручка, орех, дятел, ива, ножницы, корова, автобус)

— Что у вас получилось?  Правильно, мы сегодня читаем рассказ Евгения Пермяка «Смородинка».

— Попробуйте по названию предположить, о чём будет этот  рассказ.

— А к концу урока мы постараемся ответить на вопросы:

Для чего нужна смородина?

Как вырастить новые кустики смородины?

— Прежде чем мы будем читать, я расскажу вам немного о самом писателе.

(презентация)

Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии — Виссов — предпочел псевдоним Пермяк. Ему не нужно было выдумывать героев. Почти все книги писателя — о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, духовном богатстве. Евгений Андреевич Пермяк  написал для детей и юношества сотни рассказов и сказок, несколько научно-популярных книг, в которых утверждается великое значение труда.

  1. Первичное чтение текста

Слушайте внимательно, чтобы  ответить на вопрос: кто главный герой рассказа?

(чтение рассказа учителем и хорошо читающим учеником)

Понравился ли вам рассказ? Кто является главным героем?

Физминутка для глаз

  1. Работа над произношением слов, встречающихся в тексте

А) Прежде чем мы начнём читать текст, давайте научимся правильно произносить слова, которые будут встречаться в тексте.

(произносит учитель, затем дети хором, по одному)

Б) В тексте встретятся слова репейник, дёрн,  давайте познакомимся, со смыслом этих слов. (чтение значения слов учениками)

В) Упражнения на преодоление сложностей при чтении

Смо – ро – ди – но — вые – смородиновые

По – вы – дер – га – ли – повыдергали

Ка – лин – ни – ко – вых – Калинниковых

Дол-го-ждан-ный — долгожданный

  1. Повторное чтение и анализ рассказа

А) чтение цепочкой, словарная работа

— Обратите внимание на незнакомые, непонятные слова, которые ёще встретятся вам  в тексте.

Б) ответы на вопросы:

1.Какой была Таня? (трудолюбивой, работящей, любознательной)

  1. Какую работу выполняла девочка (выборочное чтение)

(повыдёргивала  репейники, землю вскопала, дёрн сняла, комья разбила, разметила шнурком и колышками, посадила рядками черенки)

  1. Почему Таня решила сама вырастить смородинку?

( найдите ответ в середине текста)

Физминутка

Игра «Найди правильный ответ»

(Работа а парах, правильный ответ подтверждаем предложениями из текста)

  1. Пучок каких прутиков принёс домой отец?

а)  зелёных       б) синих,      в) красных      г)  чёрных

  1. Палочки были чуть длиннее:

а) спички,       в) карандаша,    в) линейки,   г) ручки

  1. Танюша решила вырастить смородинку:

а)  в поле,     б) на огороде,      в) на подоконнике,      г) в палисаднике

  1. Всю работу Таня делала, как велел:

а) отец,    б)  дедушка,       в) сосед,      г) брат

  1. Небольшие кустики поднялись

а)  к лету,     б) к осени,       в) к зиме,       г) к весне

  1. Из нижних почек пойдут

а) листочки,        б) веточки,       в) корешки,     г) стебельки

  1. Люди, глядя на девочку, говорили:

а) Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растет

б) Вот какая хорошая «малинка» у Калинниковых растет

в) Вот какая хорошая « черничка» у Калинниковых растет

г) Вот какая хорошая « клюковка» у Калинниковых растет

— А теперь посмотрите на экран . Перед вами иллюстрации к рассказу «Смородинка». Давайте подпишем их словами из текста.

—  А что вы знаете, ребята, о  смородине? Какая бывает смородина?

(чёрная, красная, жёлтая)

— Что это дерево или кустарник?

— Где растет? ( в саду)

— Это растение культурное или дикорастущее?

— Зачем её  выращивают в саду и для чего она нужна? (чтобы собирать вкусные и полезные ягоды)

— А что можно приготовить из ягод смородины?

— А чтобы получать урожай ягод мы должны за кустиками … (ухаживать)

-Из чего или как мы можем вырастить новые кустики смородины?

— А вы, знаете, как слово смородина звучит на белорусском языке?

  1. Подведение итогов

— И так, ребята, какой рассказ мы читали сегодня на уроке.

— Кто автор рассказа?

— Чему хотел научить нас Е.Пермяк?

— За что можно поблагодарить автора рассказа?

— Как вы думаете, мы достигли с вами целей поставленных на уроке?

  1. Домашнее задание
  2. Дома вам всем необходимо научиться читать этот рассказ.
  3. Соне, Насте, Оле , Ксюше дать словесную характеристику Танюши;

Артёму Усачёву, Диме Денисенко, Коле, Владу, Артёму Березнюку  поделить текст на части и дать им название.

Всем остальным выполнить задание 7 на с. 72 и  подготовить 1-2 пословицы о труде.

  1. Рефлексия

А теперь настало время оценить себя за работу на уроке. Совпала ли ваша оценка сейчас с той, которую вы поставили себе в начале урока. Молодцы.

Пока наши черенки не превратились в кустики смородины, но ведь мы можем представить, какими они будут года через два. Они будут большими с листочками, вкусными и полезными ягодами.

Давайте мы оживим наш кустик, используя листочки и ягоды, которые есть у вас на партах. Но прежде чем прикрепить,  нужно сказать, какой был наш урок и что нового вы знали.

Прозвенел уже звонок, вот и кончился урок.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.