Мы живём в необычайно ответственное время, когда на школу возложена большая забота о воспитании детей как всесторонне развитой личности. И осуществлять это нам помогает книга. Книга должна стать тропинкой, которая ведёт к вершине умственного, нравственного и эстетического развития.
Исходя из наставлений В.А.Сухомлинского, «чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать, этим умением оно только начинается»,
« чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя», учитель должен стремиться не к чтению ради чтения, а к чтению как самостоятельной деятельности ребёнка в мире книг, с которой и начинается его образование, самовоспитание, формирование высоких художественных вкусов, развитие духовных сил.
По требованию программы одним из основных принципов обучения в начальной классах общеобразовательной школы должен стать принцип приоритетного обучения литературе как важному средству приобщения детей к жизни через художественное слово. Литературное образование, которое начинается ещё в дошкольном возрасте, углубляется, совершенствуется на протяжении всего периода школьного обучения, включает чтение (с несколькими значениями).
Формирование навыка чтения в процессе обучения основам наук включает в себя:
– формирование правильности чтения;
– формирование беглости чтения;
– формирование осознанности чтения;
– формирование выразительности чтения;
Каждый из компонентов, входящих в состав навыка чтения формируется у ребёнка, отрабатывается как умение, а затем посредством разнообразных упражнений, постепенно поднимается на уровень навыка, а это значит, что ребёнок научился читать без напряжения, полуавтоматически или автоматически.
Памятки для ученика
КАК ГОТОВИТЬ ЗАДАНИЕ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ
1. Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги.
2. Прочитай фамилию автора, название книги, издательство.
3. Прочитай предисловие или вступление.
4. Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки на страницах, которые бы ты хотел прочитать своим товарищам.
5. Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.
6. Запиши о прочитанной книге в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги.
7. Красочно оформи карточку-отзыв, указав на ее лицевой стороне автора, серию книги, ее название, фамилию художника-иллюстратора, издательство, количество страниц. На обратной стороне напиши, почему ты советуешь прочитать ее своим товарищам.
КАК НАЙТИ НУЖНУЮ КНИГУ В БИБЛИОТЕКЕ
1. Посмотри в алфавитном каталоге или спроси у библиотекаря, есть ли эта книга в библиотеке.
2. Уточни, какие в данной библиотеке имеются тематические полки и к какому разделу можно отнести нужную тебе книгу.
3. Найти в алфавитном указателе букву, с которой начинается фамилия автора нужной тебе книги. Найди книги данного автора. Найди среди них нужную тебе книгу.
КАК НАДО ЧИТАТЬ КНИГУ
1. Читай медленно, не спеши.
2. При чтении внимательно рассматривай иллюстрации.
3. Дочитай книгу до конца, ничего не пропускай.
4. Если тебе встретится непонятное слово, поищи объяснение в конце страницы (в подстрочных приложениях) или в словаре.
5. Помни, что даже одно непонятное слово может привести к неправильному пониманию прочитанного.
6. После прочтения книги обдумай ее содержание. Если тебе что-то непонятно, перечитай отдельные части еще раз, обсуди прочитанное с родителями или друзьями.
КАК ЧИТАТЬ ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ
1. Читай газеты или журналы каждый день. Из них ты узнаешь о важных событиях, происходящих в нашей республике и за рубежом.
2. Перед чтением газеты или журнала просмотри заглавие всех статей. Это поможет тебе выбрать самый важный и интересный материал.
3. Внимательно читай каждую статью, подумай, что в ней самое главное, чему новому она учит.
4. Обращай внимание на непонятные слова, узнай их значение в словаре.
5. При чтении газеты или журнала пользуйся картой. Найди на ней те места, о которых рассказывается в статьях.
6. Делись с товарищами о прочитанной газете или журнале.
СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА
1. Составь план рассказа. По первому пункту плана и первой части рассказа выдели 2—3 предложения, которые не являются главными, а лишь дополняют основную мысль. Прочитай текст без этих предложений.
2. То же самое сделай и с другими частями.
3. Глядя на план, перескажи рассказ кратко.
4. Проверь, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, не упуская главного.
СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ КАРТИНЫ ПО ТЕКСТУ
1. Прочитай рассказ или его часть, где есть законченная мысль.
2. Определи количество картин.
3. Подумай, о чем каждая картина.
4. Подчеркни в предложении слова, помогающие представить первую картину, вторую и т. д.
5. Представь картину мысленно.
6. «Нарисуй» картину словами.
ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО
1. Старайся отделить главное от второстепенного.
2. По ходу чтения составляй устный или письменный план.
3. Составь схему, таблицу, подбери опорные слова.
4. Делай выписки. На протяжении работы старайся представить себе то, о чем читаешь.
5. Перескажи текст по плану. Проверь себя.
РАБОТА НАД ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Стихотворение
1. Как называется стихотворение? Кто его автор?
2. Прочитай стихотворение. О чем оно?
3. Какие чувства автора выражены в стихотворении?
4. Какими словами автору удалось выразить свои чувства? Какие из этих слов тебе особенно понравились?
5. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
6. Приготовься передать выразительным чтением авторские чувства: выдели логические ударения, расставь логические паузы, определи интонацию чтения. Поупражняйся в выразительном чтении.
Рассказ
1. Как называется рассказ? Кто его автор?
2. Прочитай рассказ. Какие действия происходят в нем? Когда?
3. Назови действующие лица. Что ты о них узнал? Что случилось с героями? Какие поступки они совершили, как себя вели? Объясни поступки и поведение героев. Кто из действующих лиц понравился, чем?
4. О чем ты думал, читая рассказ?
Басни
1. Как называется басня? Кто ее автор?
2. Прочитай басню. Какие события в ней описываются?
3. Назови действующих лиц басни.
4. Какими показаны герои в басне? Прочитай, как их описывает автор.
5. Что осуждается в басне? Какова ее мораль?
6. Прочитай, как автор относится к действующим лицам и событиям, описанным в басне.
7. Что должен понять читатель из этой басни?
8. Подготовься к выразительному чтению басни и чтению по ролям.
Статья
1. Как называется статья? Кто ее автор?
2. Прочитай статью. Какие слова и выражения тебе непонятны? Выясни их значение.
3. О ком или о чем эта статья?
4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
5. Раздели статью на части. Выдели главное в каждой части. Озаглавь части. Составь план.
6. Какова главная мысль всей статьи? Найди в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
7. Что нового ты узнал из прочитанного?