Гармония семейных отношений не означает отсутствие проблем и бесконфликтности. Напротив, чем ближе к идеалу, тем сложнее и тоньше мир возникающих противоречий. Гармония ведь всегда единство различного. Когда мы говорим о богатстве личности, мы неизбежно сталкиваемся с богатством противоречий. Действительно, как совместить в одном человеке самые различные увлечения? Как предотвратить перерастание увлечения в страсть, способную заслонить ребёнку многообразный мир человеческих интересов, порывов, исканий, общения? Как сделать, чтобы разрешение одного противоречия неизбежно выводила подростка на оптимистические рубежи, побуждало бы к самовоспитанию? На развилке эталона и отклонения от нормы возникают порой самые неожиданные вопросы. Да и сама по себе идеальная норма заключает самодвижение, обусловленное ростом ребёнка. В этом неприрывном движении что-то отрицается, что-то изменяется. Такие отрицания могут проходить болезненно, сопровождаться своего рода кризисами, нравственными потрясениями. Конечно, знание тонкостей педагогического дела должно избавлять от неоправданных конфликтов, придавать им ход разумного решения. Но и это не просто. Особенно если имеешь дело с подростками, где в любом увлечении, в любом занятии могут неожиданно высветиться и характеры детей, и их мировоззрения. А острота переживаний приобретает иные, порой более скрытые формы и обнаруживается не столь очевидно, как в младшем возрасте. Все это создаёт много проблем и вопросов. На которые ищут ответ родители. Для того, чтобы избегать ошибок в отношениях с подростками, взрослые, и в первую очередь родители, должны хорошо знать природу происходящих в этот период физиологических процессов, возможности организма подростка и предъявлять посильные требования, избегая как перегрузок, так и недогрузок, обеспечить достаточную двигательную активность в режиме дня ребёнка, участие в общественно значимом труде, широко привлекать его к массовым видам физической культуры во внеклассное время.
Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития. Этот период — время больших возможностей и больших опасностей. Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во многом связано с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей.
В седьмом классе возникают первые влечения (часто неосознанные), новые переживания, потребности и интересы. Возникает желание любить и быть любимым, появляется особый новый интерес к этой сфере человеческих отношений.
Наиболее частыми в этот возрастной период являются жалобы родителей на чрезмерное внимание подростков к своей внешности. Нередко именно поведение взрослых, их нежелание понимать закономерность происходящего с их детьми рождает глубокие, серьезные переживания у подростков, создает основу для их конфликтов со взрослыми.
Проблема внешности – одна из самых важных и болезненных для подростка. И чаще всего он своей внешностью недоволен. Подлинные или мнимые недостатки внешности – неуклюжесть, избыточный вес, слишком короткий или слишком длинный рост, прыщи и т.п. – все это основания для очень тяжелых переживаний подростков. Особенно тяжелы они потому, что им кажется, что так будет всегда – эти недостатки будут сопровождать их теперь всю жизнь.
Внешность – чрезвычайно значимая часть Я – всегда открыта для оценки со стороны окружающих, и подросток постоянно ждет с их стороны отрицательной оценки. С этим связана особая подростковая застенчивость. Сравнение себя с другими – это основной механизм развития самооценки подростка, и в этот период он особенно значим и силен.
Сильные отклонения в физическом развитии от бытующего среди подростков «стандарта» относятся к факторам риска. Такие подростки, подвержены неблагоприятным влияниям, у них чаще формируется негативная самооценка, негативная Я-концепция, отмечается большая зависимость от окружения – в формах подчинения ему или бунта против него.
Главная задача взрослых в этот период – сделать так, чтобы подросток понимал, что с ним происходит, и осознанно решал встающие перед ним проблемы. В этом возрасте важно укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, развить представление о себе, помочь ему улучшить отношения со сверстниками своего и противоположного пола.
Важнейшим содержанием психического развития подростков является развитие самосознания (интерес к собственной личности, выявление своих возможностей и их оценка)
Центральным новообразованием этого возраста является возникновение чувства взрослости
Происходит сознательное усвоение ценностей и норм поведения.
В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности: появляется способность к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений, формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения развивается способность к абстрактному мышлению, интенсивное развитие произвольной памяти.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность (у ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе).
В этом возрасте подросток весьма подражателен, что может привести его к ошибочным и даже к аморальным представлениям и поступкам.
Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:
- У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).
- Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
- Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом, подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
- Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
- Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
- Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
- Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
- Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
- Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
- В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.
Остановимся подробнее на основных задачах развития в этот период:
- формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
- формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
- формирование интереса к другому человеку как к личности;
- развитие интереса к себе как к личности, формирование первых навыков самоанализа;
- развитие чувства взрослости;
- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания;
- развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;
- формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с половым созреванием.
Особенность,
черта характера |
Положительное проявление | Отрицательное проявление | Воспитательное воздействие |
1. Появление чувства взрослости | Стремление делать что-то значимое, социально поощряемое | Копируются чисто внешние признаки взрослости (курение, употребление алкоголя) | Поощрять проявление общественно одобряемых черт взрослости. |
2. Начало «ценностного конфликта» | Отстаивание собственного понимания взглядов на мир. | Обличение взрослых в том, что они сами не следуют нормам, которые провозглашают. | Соблюдать принципы справедливости, объяснять требования детям. |
3. Новый период в нравственном развитии | Становятся значимыми ценности, выходящие за рамки его жизни (справедливость, искренность, свобода, любовь). | Ребенку важнее говорить о ценностях, принципах, чем претворять их в жизнь. | Взрослые должны отстаивать свою точку зрения, но очень доброжелательно и аргументированно. |
4.Потребительское отношение к взрослым. | Желание проверить равенство прав со взрослыми. | Расширение своих прав и сужение своих обязанностей. | Не снижать требований, объясняя их разумность. Но помогать ребенку выполнять эти требования (он должен чувствовать безопасность). |
5. «Право на родителей» | Хотят получить подтверждение того, что их по-прежнему любят. | Становятся капризными, требовательными, хотят новых проявлений родительской любви. | Учить детей различию в способах выражения чувств между взрослыми и детьми, чужими и близкими. |
6. Недостаточный опыт общения | Ложь, агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение. | Совместный анализ поступков ребенка, выражение понимания. | |
7. Развитие самооценки | Ребенок начинает ориентироваться на реальные достижения. | Выявляется группа ребят, не считающих себя способными ни к одному предмету. | Помочь найти сферу, в которой ребенок будет успешным. Использование «эффекта Розенталя». |
8. Потребность говорить о себе. | Отсутствие рефлексии и достаточного словарного запаса, описывающего чувства. | Дать возможность говорить о себе, своих удачах и неудачах. | |
9. Учение обретает личностный смысл. | Формируется интерес к какой-либо деятельности. | Отсутствие учебной мотивации. | Создание классов, групп по уровням обучения, по интересам. Занятия научной работой. |
10. Познавательная активность | Пик любознательности Формирование устойчивых интересов. Мода на интересы. | Неустойчивый характер интересов, отрицание того, что их главный труд — учеба | Формировать воспитывающую образовательную среду. Окружающие подростка люди должны быть увлеченными, но не насаждать свои интересы детям. |
11. Формирование понятийного мышления | Формируется научный язык, умение логически мыслить | Непонимание значения самых распространенных слов. | Давать определение понятий, добиваться полного понимания. |
Возможные нарушения в развития личности в подростковом возрасте.
«Аффект неадекватности» – искажение самооценки, при котором человек видит только свои успехи, неудачи не замечаются и не анализируются.
«Дефицит успеха» — ребенок считает успех случайным, не верит в свои силы.
«Задержка развития интеллекта», но возможен «эффект внезапного пробуждения интеллекта» – резко и быстро сформировавшаяся мотивация учения.
Об этом возрасте Л.Выготский писал: «Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые сложившимися в подростковом возрасте стремлениями, влечениями, интересами.»
Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что некоторые исследователи рассматривают его как один сплошной затянувшийся конфликт. Всё это требует от нас с вами пристального внимания к ребёнку, предельной тонкости, деликатности, осторожности в общении с ним. Любите своих детей! Успехов вам в их воспитании!
Рекомендации родителям семиклассников
(по материалам проведенного родительского университета)
Особенности подросткового возраста
1) Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие,
обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения.
2) Изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
3) Появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости».
4) Смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками.
5) Познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников.
Рекомендации:
- Интересуйтесь мнением подростка.
- Предоставляйте ему право выбора.
- Передавайте взрослеющему ребенку полномочия, с которыми он может справиться.
- Помогайте подростку обходиться правильно с его самостоятельностью.
- Передавайте ответственность.
Каждый родитель согласится, что рано или поздно ребенок должен взять ответственность за свою жизнь полностью в свои руки. Если удалось установить хорошие и теплые отношения с ребенком в период его роста и взросления, то родитель становится просто добрым советчиком. Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия.
Уровни ответственности:
Первый уровень: ребенок в качестве помощника. Родитель обучает, выделяет главные моменты задачи, рассказывает об ожидаемом результате;
Второй уровень: ребенок нуждается в напоминании и контроле. Но контроль и наставление должно проходить в спокойной и терпеливой манере.
Третий уровень: ребенок выполняет задание самостоятельно. (Если родитель хорошо выполнил условия первых двух уровней).
Условия воспитания ответственности:
- Уважение.
— Помните, что подросток — личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права. Уважайте его право выбора, в том числе право на совершение ошибки.
— Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка.
— Будьте более внимательным к проблемам ребенка, ведь в его восприятии они имеют не меньшую значимость, чем проблемы взрослых.
— Старайтесь осознавать, что мир взрослого и мир ребенка — два разных мира, что система их ценностей может отличаться. Нужно, чтобы он чувствовал, что взрослые уважают его как личность.
— Предмет разговора с ребенком должен быть конкретным, затрагивающим суть дела. При этом нельзя касаться личности («ты такой, сякой»), т.к. возникает «круговая оборона», защита своей чести, своего «Я», особенно это касается ситуаций конфликтов, споров, ссор. Разбирая конфликтные ситуации, оценивайте только действия, демонстрируя, что не нравятся именно они, а не сам ребенок как личность.
- Разумные ограничения.
— Разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Необходимо, чтобы ребенок принимал участие в обсуждении, был в курсе этих правил и согласился с мерами наказаний. Требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны ребенку. Наказания должны применяться последовательно, а не быть угрозой только на словах.
— Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
- Продолжительность и постепенность.
— Принимая самостоятельность ребенка, не сводите ее к вседозволенности. Пусть он определит время возвращения домой, объем задания. Тогда вам легче будет контролировать принятое самим ребенком решение.
— Постепенно учите ребенка самого справляться со своими трудностями. Пусть самостоятельно ставит цели и определяет пути их достижения.
— Помогайте ребенку выстраивать собственный путь, а не ведите его за собой.
— Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным», ответственным за свои решения и поступки.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
— Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
— Старайтесь никогда не сравнивать ребенка с окружающими или с собой (даже в сердцах), особенно если это сравнение не в его пользу.
— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
- Учет личного опыта.
— Вспомните, вы тоже когда-то были подростками, вам тоже как-то приходилось справляться с трудностями взросления.
— Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. И не стесняйтесь предлагать помощь. Например, вместо того, чтобы сказать «Ты опять получил в «двойку» («тройку») по русскому языку! Ты меня расстраиваешь», лучше сформулируйте свое послание следующим образом: «Я очень переживаю за твои оценки, мне кажется, что ты можешь учиться гораздо лучше. Может быть, я могу тебе чем-то помочь?».
Таким образом, приучение детей к ответственности происходит — как и все в воспитании, — в форме обмена между родителем и ребенком. Дети могут взять на себя ответственности ровно столько, сколько отец или мать готовы отдать.