Советы психолога родителям
Школа – это ответственный период для всех детей: и для тех, кто впервые переступает школьный порог, и для тех, кто уже заканчивает обучение. На каждом этапе есть свои особенности, про которые должны помнить родители, чтобы облегчить детям процесс обучения. Тщательнее всего готовятся к школе первоклассники и их родители. И это понятно, ведь они идут в школу впервые.
При подготовке к школе нужно учесть многие факторы – здесь важны не только внешние атрибуты (рюкзак, форма, учебники), но и психологические и физиологические особенности ребенка.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Для первоклассников сложность заключается в том, что они должны переключиться на новый режим дня, им придется привыкать к новому коллективу, новой форме обучения – урокам, где они должны будут соблюдать определенную дисциплину. В общем, в их жизни начинается новый этап.
Постарайтесь хотя бы на некоторое время обеспечить ребенку привычный образ жизни: например, не стоит отменять привычный для многих малышей дневной сон.
Несмотря на современную тенденцию к раннему развитию, переутомление ни к чему хорошему не приводит. Постарайтесь установить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях вашего ребенка.
Чтобы помочь ребенку как можно мягче войти в школьную жизнь, заботьтесь не только о том, как он справляется с домашними заданиями, но и о здоровье, так как здоровому ребенку гораздо легче вливаться в школьный процесс. Старайтесь больше гулять, заниматься спортом, чередуйте нагрузки, укрепляйте иммунитет.
СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Для учеников средней школы основная трудность состоит в том, что появляются новые предметы, новые учителя. Дети активно выбирают себе кружки по интересам, спортивные секции. Поощряйте выбор ребят, но помните о том, что они могут переоценить свои возможности и не рассчитать нагрузки. Помогите им выбрать оптимальный вариант занятий, чтобы внешкольные нагрузки не мешали учебе.
У учеников средней школы начинается переходный возраст – гормональная перестройка организма, усиленный рост.
Чтобы это важное время для подростков проходило с наименьшими сложностями, не забывайте об укреплении здоровья. Помните, что основы здорового образа жизни, здоровых привычек закладываются именно сейчас.
СТАРШАЯ ШКОЛА
У старших школьников продолжается переходный возраст, который помимо физиологических изменений влечет за собой и психологические: у многих пропадает интерес к учебе, изменяется характер. Это возраст, когда ученики определяются с будущей профессией, начинается активная подготовка к поступлению. А значит, к школьнику предъявляются такие же требования, как ко взрослому человеку.
В этот период следует относиться внимательно к подросткам, так как в этом возрасте они становятся более замкнутыми, малообщительными со взрослыми и могут не рассказывать о своих проблемах, в том числе и со здоровьем.
Не забывайте проявлять интерес к делам своего ребенка.
Удачных вам школьных дней и хороших оценок!
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В УЧЕБНЫХ ДЕЛАХ
Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
Бытовые – хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная семейная обстановка, уютное и удобное место для занятий;
Эмоциональные – проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, чаще говорите ему о своей любви и будьте терпеливы, не оскорбляйте его в случае неудачи;
Культурные – обеспечьте ребенка необходимыми справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе и др.
Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучит, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника.
Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для оказания помощи.
Делитесь знаниями с детьми в области, в которой вы преуспели.
Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.
Создавайте традиции в семье, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.
Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его полезным и содержательным. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой.
Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.
НЕСКОЛЬКО КОРОТКИХ ПРАВИЛ
ü Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
ü Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
ü Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
ü Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
ü Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
ü Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
ü Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
ü Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
ü Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
ü Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
ü Признавайте права ребенка на ошибки.
ü Думайте о детском «банке» счастливых воспоминаний.
ü Ребенок относиться к себе так, как относятся к нему взрослые.
И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
Желаем успехов вам и вашим детишкам!
КАК СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЯМИ СВОЕГО РЕБЕНКА
1. Относитесь всегда к учителю уважительно, особенно проявляйте это в присутствии своих детей, не говорите резко об ошибках педагогов, хотя они склонны ошибаться, как и все люди. Не сравнивайте предыдущего учителя с настоящим.
2. Цените желание учителя сообщить Вам что-то новое и важное о ребенке.
3. Не забывайте, что 95% педагогов – женщины, а они требуют деликатности, сдержанности и внимания.
4. Постарайтесь увидеть в учителе своего союзника, понять его озабоченность делами Вашего ребенка, разделяйте степень высокой ответственности, которую он несет на себе.
5. Терпеливо выслушивайте педагога, не стесняйтесь и не бойтесь задавать любые вопросы, чтобы исключить недомолвки и неясности. Чем больше вы будете знать, тем легче будет общаться.
6. Не сердитесь, если в речи педагога уловите поучительный тон: это профессиональная привычка многих людей, работающих с детьми.
7. Не избегайте общения с педагогом, даже если он вам не очень нравится, чаще пользуйтесь телефоном, проявляйте инициативу в установлении контакта.
8. Конструктивно воспринимайте критику в свой адрес: в ней всегда есть моменты, которые всегда нужно принять к сведению. Если содержание критических замечаний остается прежним, задумайтесь: почему нет изменений?
9. Не давайте воли эмоциям: когда чувствуете, что их трудно контролировать, представьте себя на месте учителя.
10. Если у вас возникают трудности в воспитании ребенка, откровенно скажите об этом педагогу: вместе будет легче в них разобраться.
11. Не рассчитывайте, что ваши проблемы решит учитель: вы сможете решить их только сами. Но прислушивайтесь к рекомендациям учителя, сравните его точку зрения со своей, и вы всегда найдете выход.
12. Помните, что воспитание не может быть успешным, если между учителями и родителями плохие отношения.