Адаптация ребенка в новом коллективе

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Переход из начального в среднее звено школы является переломным,
кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет,
что начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для
учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются
рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в
целом и с психологической атмосферой в семье.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего
школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан
с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного
новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность
порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно
оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители.
Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении
противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых.
Отсюда — конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается
найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же
причине подросток ориентирован на установление доверительных
отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование
социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий
своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей,
моральные ценности.
Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками
происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было
характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.
Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются
приоритеты.
Умственная активность младших подростков велика, но вот
способности развиваются только в деятельности, которая вызывает
положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на
мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка
дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и
самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В
противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.
Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов
роста и развития различных функциональных систем организма) можно
понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок
подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
1.Адаптация. Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября,
все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации —
привыкании к новым условиям обучения.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его
интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет
налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами,
соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому
среди трудностей школьной жизни детей:
— возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
— возросший объем работы как на уроке, так и дома;
— новые требования к оформлению работ;
— необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию
(литературу) и работать с ней.
В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие
признаки:
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном
дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить
внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации
говорят о дезадаптации — реакции на неумение решать задачи, поставленные
самой жизнью. Ее виды:
1) Интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности.
Отставание в развитии от сверстников.
2) Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым и
моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3) Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4) Соматическая — отклонения в здоровье ребенка.
5) Эмоциональная — эмоциональные трудности, тревожность, переживания по
поводу проблем в школе.
Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий
для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене.
Самое главное — помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе,
обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое
благополучие.
Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать,
с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в
теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам
диагностики.
2. С гордостью и тревогой. В настоящее время переход из начальной школы
в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом
развития.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие
как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие».
Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными
характерами, разным стилем отношений является для них зримым
показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной
гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй»
математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей
осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь,
наладить не сложившиеся отношения с педагогами.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием
нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические
исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе
школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во
многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в
первом классе.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное
усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и
даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького»
в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики
школьника.
3 .Рассогласованность требований. В адаптационной период дети могут
стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно
шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они
могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон,
аппетит… Подобные функциональные отклонения в той или иной форме
характерны примерно для 70-80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер
и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть
дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже
больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей.
Подобныe заболевания носят психосоматический характер.
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую
обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник
постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии
множества функциональных отклонений необходимо обратиться к
школьному психологу.
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде
всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных
педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в
тетради по русскому языку — с одной, а по иностранному языку нужны три
тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует,
чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в
учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.
Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого
рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации
множественности требований и, если он научится учитывать эти требования,
соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет
умением, необходимым для взрослой жизни.
Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия,
помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить
расписание с указанием на требования, например: «история — составить план
ответа по учебнику», «иностранный язык — приносить с собой, помимо
основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и
т.п.).
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на
каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям
речи, стилю преподавания каждого учителя.
4. Свобода или одиночество? Необходимо, чтобы школьники правильно
понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников
термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если
дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что
неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания
школьного материала.
Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут
быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием
подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает
ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие,
наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе,
исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.
Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от
взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы,
интерес к книгам и играм для маленьких детей.
Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение
первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются
совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь
оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя
знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как
«старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у
одного и того же подростка это может сочетаться.
Необходимо показать родителям, что некоторое «обезличивание»
подхода к школьнику — очень значимый момент для его развития, укрепления
у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую
позицию.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в
подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали
уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые
нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение
успеваемости в значительной степени связано с особенностями
адаптационного периода.

Рекомендации родителям:
— Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие
ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может
столкнуться.
— Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором
учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное
общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
— Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения
ребят после школы.
— Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес
ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек,
сверстников),
— Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и
психические наказания.
— Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.
Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к
классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых
и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
— Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и
организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
— Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное
стимулирование достижений ребенка.
— Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для
целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг
опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка
к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время
адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила
ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни:
— Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
— Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
— Не дерись без причины.
— Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не
стыдно.
— Играй честно, не подводи своих товарищей.
— Не дразни никого, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не
проси.
— Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
— Из-за отметок не плачь, будь гордым.
— С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
— Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах они
обязательно у тебя будут.
— Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
— Старайся быть аккуратным.
— Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
— Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!
— Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.