Один из самых частых родительских вопросов — «Ребёнок не хочет
учиться, что делать?». Но для того, чтобы хотеть учиться, учиться надо как
минимум уметь. А это навык!
Не стоит ожидать, что ребенок сможет сделать это самостоятельно:
пока маленький человек учится в 1-2 классе (в 3 уже более или менее
начинает включаться ответственность за себя), он ещё не очень собран,
организован, попросту «вменяем». Поэтому он нуждается в контроле со
стороны, то есть его надо элементарно научить учиться, показать, как это
делается.
Конечно, есть дети, которые в силу повышенной тревожности,
например, страха перед учителем или родителями, или, наоборот,
чрезмерной симпатии учителем (больше встречается у девочек), сами
обеспокоены выполнением домашнего задания. Но это скорее исключение из
общего правила.
Итак, ответственность за умение ребёнка учиться в значительной
степени лежит на взрослых!
Предлагаем 9 тактик, как родители могут помочь ребенку эффективно
учиться.
1. Режим дня
Все знают, что детям важно хорошо питаться, высыпаться, достаточно
отдыхать, и заниматься спортом.
Но иногда, в погоне за дополнительными секциями, родители забывают
об этом.
Здесь все просто. Если ребенок не выспался – он не может думать
продуктивно. Ребенку необходимо спать минимум 8 часов в сутки. Научно
доказано, что во время сна мозг не отдыхает, а усваивает новую
информацию, полученную за день.
Дети, которые высыпаются, учатся быстрее, лучше фокусируются и
эффективнее запоминают.
Питание также важно: не слишком много, не слишком мало. Включите
в рацион ребенка жирную рыбу, богатую Омега-3, яйца и орехи.
И вода. Ребенок должен пить достаточно воды. Купите ребенку
красивую многоразовую бутылку для воды и приучите регулярно ее
выпивать и наполнять снова.
Спорт несколько раз в неделю помогает мозгу справляться с
нагрузками. Исследования показывают, что память и ясность мышления
улучшаются уже после 15 минут тренировки.
Отдых также необходим детям, как и учеба. Для младших классов
лучший отдых – это игра. В учебе нужно делать перерывы: на каждые 25-30
мин. активной учебы необходимо 5-10 мин. отдыхать.
Время для домашнего задания нужно выделить днем или рано вечером,
но не ночью или поздно вечером. Лучше чтобы ежедневно это было одно и
то же время, чтобы выработалась привычка. Самый сложный материал
нужно повторить перед сном – тогда он лучше обработается мозгом ночью –
и на утро легче вспомнится!
Обратите внимание на то, в каких условиях дома учится ваш ребенок:
на кухне при включенном фоном телевизоре, перед компьютером
вперемешку с играми и чатами, или в отдельной комнате, где ничего не
отвлекает?
Организуйте рабочее место для ребенка – красивое и комфортное.
Уберите все, что может мешать. И старайтесь сами не отвлекать ребенка.
2. Внимание и позитивное отношение к ребенку
Некоторые дети плохо учатся в школе, потому что не уверены в себе и
имеют низкую самооценку. Уверенный в себе ребенок с адекватной
самооценкой имеет намного больше шансов на успех.
Чаще напоминайте ребенку, что вы его любите, и что ваша любовь не
зависит от оценок в школе. Это поддерживает его энтузиазм и веру в свои
силы, и в конечном счете, хорошо отражается на успеваемости.
Проводите много времени вместе, даже если только вечером, даже если
только на выходных. Отложите телефон и побудьте с ребенком, поиграйте,
поговорите. Многие дети плохо учатся, чтобы привлечь к себе внимание
родителей.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми в классе или детьми
знакомых. Все люди разные.
Можно сравнить ребенка с ним самим же в более ранний период – и
обязательно отметить его прогресс: раньше ты не мог решать уравнения, а
теперь справляешься за минуту!
Избегайте паники в стиле «все пропало»: ты столько пропустил, что
нагнать уже не получится; ты так поздно сел за уроки, что ничего уже не
успеешь. Вместо этого, фокусируйтесь на положительной стороне: уже
поздно, конечно, но раз ты сел за уроки только сейчас, постарайся сделать
самое главное, а завтра начинай делать уроки раньше.
3. Позитивное отношение родителей к учёбе
Чему можно поучиться у маленьких детей – это радости от процесса
обучения. Малыши обожают узнавать что-то новое. Со временем учеба
превращается в рутину — и радость уже не приносит.
На своем примере покажите, что люди учатся всю жизнь, и что учеба
дает полезные знания и навыки, что она помогает вам получать от жизни то,
что вы хотите.
Регулярно читайте и делитесь с ребенком тем, что узнали. Если не
знаете ответа на вопрос ребенка, вместе ищите ответ в интернете и
обсуждайте результаты поиска.
4. Добросовестность, трудолюбие, ответственность
Лучше и легче всего учатся те школьники, которые добросовестны и
трудолюбивы. Это даже важнее, чем наличие способностей. Трудолюбивый,
настойчивый ребенок, всегда будет достигать хороших результатов.
Моделируйте трудолюбие и добросовестность дома в кругу семьи:
делая работу по дому, комментируйте те моменты, где вы делаете дело на
совесть.
Воспитывайте в ребенке целеустремленность и ответственность. Дома
разговаривайте о планах на ближайшее и далекое будущее, и о том, как этого
достичь. Делитесь новостями с вашей работы, просите совета у ребенка.
Договоритесь с ребенком о его домашних обязанностях и поощряйте их
выполнение без ваших напоминаний.
5. Адекватное отношение к успеваемости
Иногда для родителей оценки стоят на первом месте. В таком случае,
неудачи в школе могут подрывать самооценку ребенка, и демотивировать
его. Здесь важно не завышать ожидания от ребенка, и оценивать ребенка
исходя не только и не столько из успеваемости в школе. Не требуйте
идеальности от ребенка.
Неудачи и трудности в школе – нормальная часть процесса обучения.
Помогите ребенку справляться с неудачами и учиться на ошибках: обсудите
с ним, что пошло не так, и что надо сделать, чтобы улучшить ситуацию.
Показывайте на своем примере, как вы решаете проблемы и относитесь к
своим ошибкам.
Научите ребенка ориентироваться на навыки и опыт, а не на оценки. В
перспективе это сделает учебу ребенка эффективной и результативной.
6. Нагрузка в меру
Не старайтесь объять необъятное, не записывайте ребенка в 10 кружков
и секций. Лучше помочь самому ребенку определить свои склонности и
интересы – и отправить в соответствующую студию.
Репетитора стоит брать только в крайних случаях: для подготовки к
экзаменам, или если какой-то предмет решительно никак не получается
одолеть самим. Но сначала надо попытаться справиться своими силами.
Большинство проблем с предметами в школе решаемы: поговорите с
учителем и выясните у ребенка, в чем проблема. Может пропустил и теперь
пробел в знаниях, может невнимателен на уроках, может еще что-то.
7. Помогите ребенку организовать свое время
Все взрослые знают, что дела бывают срочные и несрочные, важные и
не очень. Но детям это не так очевидно.
Для детей, подготовка к тесту, чтение книги и компьютерная игра
могут стоять на одном уровне срочности и важности.
Тренируйте ребенка ставить самому себе цели: хочется в воскресенье
поехать к другу в гости, тогда уроки нужно сделать в субботу.
Дальше – цели более длительные: хочется получить хорошую оценку
по английскому за тест, значит нужно учить слова каждый день, читать
тексты и делать задания, на уроках активно работать и задавать вопросы,
сделать конспект, а перед тестом все повторить вовремя.
Главное правило с детства: сделал дело – гуляй смело. Сначала уроки, а
потом гулять. С одной стороны, стимул хорошо сосредоточиться и
поработать, чтобы закончить все быстрее. С другой стороны, так как уроки
делаем сразу, всегда остаётся время для отдыха, прогулок, и сна.
8. Терпение, терпение, терпение
Иногда родители слишком спешат научить детей всему и сразу: читать
в 2 года, английскому в 3 года, писать в 4, математике в 5…
Излишняя нагрузка не по возрасту приводит к стрессу и усталости. При
первых неудачах или трудностях родители расстраиваются. Ребенок при этом
теряет веру в свои силы и развивает негативное отношение к учебе.
Относитесь терпеливо к процессу развития ребенка. До школы и в
самом начале школы игра и социальные навыки – намного важнее учебы и
знаний. И помните, что трудности в учебе – это также шанс для ребенка
научиться решать проблемы, справляться с неудачами и учиться на своих
ошибках.
9. Не давайте ребенку рыбку, а научите ребенка ловить ее
Научите ребенка учиться. Не делайте уроки за ребенка, и не делайте
уроки с ребенком. Излишняя опека и контроль расслабляют. В результате,
дети находятся в позиции ожидания помощи, указаний, поддержки.
Дайте ребенку возможность проявлять самостоятельность и
ответственность.
Научите ребенка, как организовать свое время, как работать
эффективно, как ставить цели и добиваться их – а саму учебу предоставьте
ребенку.
Конечно, если ребенок придёт за советом или попросит объяснить
трудный материал, обязательно помогите ему. Но вместо того, чтобы решить
за него задачу, объясните принцип решения. А еще лучше – посоветуйте
ребенку, что нужно сделать, чтобы самому найти ответ на свой вопрос.
Например, если ребенок пропустил тему в школе и не знает, как решать
уравнение – посоветуйте ему найти пропущенный параграф, прочитать его и
прийти к вам с вопросами, если они будут после прочитанного.
Если ребенок не совсем понял новый материал в классе, посоветуйте
ему задавать вопросы учителю в конце урока, или попросить одноклассника
объяснить эту тему.
Так вы дадите ребенку инструмент для успешной учебы и уверенность
в себе при любых обстоятельствах.
Лучшее, что вы можете дать ребенку – это знание того, как он сам
может найти, понять, и запомнить нужную ему информацию.
Успехов в учёбе!