Уважаемые родители! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка является яблоком раздора между членами вашей семьи и мерилом ценностей вашего ребенка.
В третий класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к системному обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.
Ожидание третьеклассников во многом зависит от того, насколько успешными были для него первый и второй год обучения: «Думаю, что буду учитывать также хорошо, как в первом и втором классе»; «В том году у меня не все хорошо получилось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу».
Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей третьеклассников. Самооценка отражает значение человека о себе и его отношения к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные достижения в учении, а также положительное отношение со стороны близких взрослых. Младший школьный возраст является узлом в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.
Самооценка третьеклассников в учебной деятельности существенно отличается от первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Во втором классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов». Снижение самооценки у второклассников связанно с повышением критичности к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.
Оценка не тождественна отметке. Оценка — это процесс оценивания; отметка — результат этого процесса, его условное обозначение в баллах. Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором взрослые сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижение, дает рекомендации, отмечает старание школьника и только затем, вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.
Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал Сухомлинский В.А. «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол — отметка. Для одного ребенка — он добрый, снисходительный, для другого — жёсткий, безжалостный, неумолимый … ребенок старается удовлетворить или — на худой конец — обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».
К сожалению, родители вольно или не вольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я десяткики не получаю».
Связывая свое отношение к ребенку с отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.
Родителям необходимо помнить, что в учении важно не только отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.
Как помочь ребенку?
а) Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответственные.
б) Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём всегда — невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности, например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.
в) Помнить о том, что отличная оценка — не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.
Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно нам с вами:
1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.
2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.
Помнить, что учебные успехи — это ещё не всё
3. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.
Памятка для родителей
«Как относиться к отметкам ребенка»
— Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.
— Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.
— Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия.
— Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
— Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух.
— Есть сомнения — идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
— Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.
— Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
— Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки.
— Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось Вам подражать.