Рефлексия и самоконтроль
Рефлексия и самоконтроль – условия адекватного психического отражения человеком его внешнего мира и окружающей действительности. Благодаря рефлексии он включается в прохождение отдельных психических процессов: ощущения, воображения, мышления, памяти, речи, внимания. Самоконтроль невозможен без того, что контролируется, и присутствия эталона; кроме этого, в его состав входят каналы прямой и обратной связи.
Современный учитель владеет новейшими приёмами и методами обучения своему предмету, но порой забывает о том, что важно научить школьника умению контролировать себя самостоятельно. Правила можно забыть, навыки – растерять, а вот умение контролировать себя, саморегулировать свою деятельность остаётся на всю жизнь.
Движущей силой познавательной деятельности ученика является противоречие между потребностями ребёнка в усвоении недостающих знаний и опыта познавательной деятельности и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. Конкретное выражение этих противоречий кроется в содержательной, мотивационной и операционной линиях обучения.
Задача учителя заключается в том, чтобы научить ребёнка сравнивать свой результат с эталоном, принимать решение про следующую стратегию саморегулирования или самоуправления в том случае, если его результат не соответствует эталону. Современный школьник должен уметь провести и предварительный самоконтроль до начала выполнения определённого действия, и текущий (оценить свои промежуточные результаты), и итоговый, сделать выводы о достижении поставленной перед ним цели. Постепенно самоконтроль из вынужденного переходит в привычный. В процессе обучения эталоны, которые показывают ребёнку учителя и родители, присваиваются и становятся неотъемлемым компонентом психической саморегуляции выполняемой им деятельности и тем самым позволяют ученику перейти на самоконтроль своих действий.
Механизмы самоконтроля формируются снизу вверх – от самоконтроля на нижнем операционном уровне до самоконтроля на более высоких уровнях структуры деятельности (самостоятельная проверка отдельных операций, совокупности операций, деятельности в целом). Запускающий фактор самоконтроля – мотивация. Она влияет на становление самоконтроля у школьника. Мотивация и самоконтроль влияют друг на друга: чем выше мотивация к познавательной деятельности, тем быстрее и лучше идёт становление процессов самоконтроля; чем лучше ученики овладели методом самоконтроля, тем выше у них потребность в изучении того или иного предмета и в целом к познавательной деятельности.
Очевидно позитивное влияние самоконтроля на операционную сторону познавательной деятельности учеников, потому что система самоконтроля в процессе её формирования начинает пронизывать все свойственные человеку психические явления. Самоконтроль выступает как качество личности, регулирующее процессы общения и поведения человека в обществе, как одно из важнейших проявлений самосознания. Для выбора наилучшей стратегии при решении определённой познавательной задачи ученик обращается к сравнительному анализу возможных стратегий поведения. С помощью механизма самоконтроля он мысленно проверяет адекватность и целесообразность той или иной стратегии для решения поставленной перед ним задачи.
Выбрав адекватную стратегию и решив данную познавательную задачу, ученик тем самым обогащает содержательную сторону своей познавательной деятельности, накопляет знания, формирует (с помощью учителя) навыки и развивает определённые умения. Постепенно у него растёт понимание значения самоконтроля как фактора, содействующего повышению качества учебной деятельности; рабочие действия и самоконтроль объединяются.
Механизм саморегуляции вербального и невербального поведения формируется на следующих этапах:
По конкретному образцу (на репродуктивном этапе познавательной деятельности);
По воображаемому эталону (на частично-поисковом этапе познавательной деятельности);
На основе обобщённого представления образцов (на творческом этапе познавательной деятельности).
Внутренняя программа самоконтроля в информационно-образовательном пространстве должна формироваться при постоянном внешнем контроле со стороны учителя, особенно вначале, когда у школьника ещё не сложился эталон правильного выполнения действий. Чем быстрее педагог научит его, как необходимо контролировать себя, тем легче будет осваивать это пространство. Параллельно с обучением самоконтролю должен происходить постепенный регулярный контроль сформированности навыков и умений учеников, контроль овладения самоконтролем.
Попробуем привести примеры наиболее эффективных методов и приёмов, которые помогут учителю привить навыки самоконтроля школьникам и успешно провести заключительную стадию урока – рефлексию (процесс и результат деятельности учеников на уроке, состояние их саморазвития).
Из опыта работы учителя физики Пинчук Е.Н.
Рефлексия
Капелька к капельке — и образуется ручеек. Ручейки сливаются и превращаются в реку. Вот так и знания — капелька к капельке — и получается широкая и полноводная река Знаний. Эти капельки и есть знания, которые вы получили сегодня на уроке.
Если урок для вас был плодотворным, вы активно работали и получили новые знания, то пополните реку Знаний новыми капельками (крепят «капельки» на реку, нарисованную на доске или плакате). Если вы не довольны своей работой или не получили ожидаемых знаний, а считаете, что способны на большее, прикрепите «капельки» на «облачко». Эти «капельки» еще в полете, но наступит время, и они тоже попадут в реку Знаний.
Рефлексия «Весы»
Чаще всего в природе встречаются массивные тела. Чем эти тела по размерам большие, тем масса их больше. Так и знания. Чем больше знаний, тем понятнее тебе становятся явления, происходящие в окружающем мире. На доске нарисованы весы. Одна чаша — полезные знания (если урок для вас был плодотворным, вы активно работали и получили новые знания), вторая — бесполезные знания (если вы не довольны своей работой или не получили ожидаемых знаний). (Дети крепят «гирьки» на соответствующую чашу весов)
РЭФЛЕКСІЯ
I. Прааналізуйце вынікі вашай работы на ўроку.
1. Я зразумеў(ла) мэты ўрока:
а) так; б) не; в) часткова.
2. Тэкст для працы быў складаны?
а) так; б) не; в) часткова.
3. Што было складаным на ўроку?
а)прывесці доказы таго, што прапанаваны матэрыял з’яўляецца тэкстам;
б)знайсці складаназлучаныя сказы;
в)састаўляць табліцу;
г)іншы адказ.
4. У якім заданні дапусцілі найбольш памылак?
а) аналіз тэксту;
б) пошук складаназлучаных сказаў; в) складанне табліцы.
II. Вы задаволены сваёй працай на ўроку?
а) так; б) не.
III. Калі задаволены, то чаму?
IV. Калі вы не задаволены сваёй працай, то магчыма:
1. Вы хваляваліся. Чаму?
2. Не хапала ведаў па тэмах, якія вывучаліся на папярэдніх уроках.
3. Дрэннае самаадчуванне.
4. Не зразумеў(ла) тлумачэнняў настаўніка.
5. Перашкаджалі аднакласнікі.
6. Іншы адказ.
РЭФЛЕКСІЯ
Дапоўніце запісаныя на дошцы сказы:
Я думаю …
У мяне ўзнікла жаданне …
Я не зусім разумею …
Цяпер я дакладна ведаю …
РЭФЛЕКСІЯ
На дошцы вісяць 3 плакаты:
Задаволены.
Не вельмі задаволены.
Зусім не задаволены.
Вучні ацэньваюць сваю дзейнасць на ўроку, прымацоўваючы пад адпаведным плакатам жэтон.
ПРЫЁМ “АСТРАВЫ”
На ватмане малюецца карта з адлюстраваннем эмацыянальных “астравоў”: в. Радасці, в. Суму, в. Задавальнення, в. Чакання, в. Здзіўлення, в. Прасвятлення, в. Трывогі, в. Асалоды, в. Нявызначанасці, в. Натхнення.
Карта вывешваецца, і кожнаму прапаноўваецца назваць свой востраў, які адлюстроўвае душэўны, эмацыянальна-пачуццёвы стан пасля ўрока.
Кожны мае права назваць які-небудзь новы востраў са сваёй назвай, калі яго не зусім задавальняюць тыя, якія ўжо ёсць.
РЭФЛЕКСІЯ
Адкажыце на пытанні (у вуснай або пісьмовай форме):
Якая тэма сёняшняга ўрока?
Якія паняцці паўтарылі?
Чым карысталіся на ўроку?
Што спадабалася?
На чым хацелася б спыніцца ў наступны раз?
З якім настроем пакідаеце ўрок?
РЭФЛЕКСІЯ
Вучням прапануецца прадоўжыць наступную фразу:
Кожны з нас шчаслівы, калі …
РЭФЛЕКСІЯ
Настаўнік. Адным з вобразаў-сімвалаў балады А. Куляшова з’яўляецца камень. У аўтара ён агідны, шчарбаты, чужы. Аднак камяні чалавеку ў жыцці бываюць вельмі патрэбныя.
Раскажу вам невялікую прытчу. Нясуць тры чалавекі за плячыма ў мяхах каменне.
— Чым вы займаецеся? — спыталі ў іх.
— Цягну гэтыя праклятыя камяні, — злосна адказаў першы.
— Зарабляю сабе на хлеб, — стомлена прамовіў другі.
— А я будую храм, — радасна паведаміў трэці…
Пачуцці якога з гэтых трох чалавек адпавядаюць вашаму стану пасля сённяшняга ўрока? Чым для вас быў урок? Працай, пакінула толькі стому? Вы працавалі толькі дзеля адзнакі і пахвалы? А можа, вы будавалі храм? Зрабіце кожны свой выбар. (Вучні змяшчаюць фішкі на малюнку з грудай камянёў, грашыма і храмам.)
Мне асабіста ўдалося сёння пабудаваць храм. Але я ўзводзіў яго разам з вамі, закладваючы ў падмурак вашы веды і цудоўныя адказы. (Настаўнік змяшчае сваю фішку ля малюнка храма.)
Из опыта работы учителя истории Головко Г.В.
РЕФЛЕКСИЯ
Детям предлагается заполнить следующую таблицу:
Знаю и могу объяснить другому | Знаю, но остаются сомнения | Не знаю |
РЕФЛЕКСИЯ
Учитель предлагает вниманию учащихся следующие высказывания для совместного обсуждения и обобщения знаний, полученных на уроке:
Право на счастье… ты (человек) завоевал, проливая свою кровь в борьбе на баррикадах в Париже и Вене, в сраженьях гражданской войны в США, совершая революцию в России. Но твой Париж кончился с приходом Петена и Лаваля, твоя Вена — с приходом Гитлера, твоя Россия — с приходом Сталина, а твоя Америка имеет все шансы кончиться с приходом Ку-Клукс-Клана. Для тебя всегда было легче завоевать свободу, чем удержать ее. Всё это мне известно уже давно. Но чего я не могу понять, так это то, почему снова и снова выбираясь с кровавыми боями из одного болота, ты обязательно погружаешься в новое болото, еще хуже предыдущего. Затем, тщательно и осторожно осматриваясь вокруг себя, я постепенно пришел к выводу: твой главный поработитель — ты сам. …Никто больше невиновен!
В. Райх
Не во власти человека изменить или отменить действие социальных законов. Но в его власти совершать или не совершать те или иные поступки, т. е. влиять на формы проявления (реализации) этих законов. И с этой точки зрения эволюция человеческого общества есть в такой же мере продукт доброй воли людей, в какой она есть продукт принудительных социальных законов. Человек не есть мертвая частичка мертвой природы. Человек есть субъект истории, творец истории. Когда люди говорят, что не в их власти что-то изменить в обществе и направить общественное развитие в желаемом направлении, они правы лишь отчасти. И потому эта ссылка на неподвластность им исторического процесса с моральной точки зрения есть оправдание их пассивности, трусости или даже дурных намерений и желаний.
А. Зиновьев