Многие авторы подчеркивают большую ценность использования арт-терапии в работе с детьми, пострадавшими от сексуального насилия(Копытин А.И. 2009). Это связано с невербальным характером экспрессии во время сеансов арт-терапии, что позволяет отреагировать весьма сложные чувства, в том числе деструктивные и самодеструктивные тенденции. При этом, благодаря использованию различных материалов и образов, ребенок может выражать подобные переживания, не причиняя себе и окружающим вреда. Дети в возрасте от 3 до 5 лет чаще всего непроизвольно раскрывают факт сексуального насилия. Дети от 6 до 12 лет не имеют склонности говорить о насилии – это представляет наибольшую трудность в работе специалистов с ними.
Выделяют некоторые индикаторы, которые в дополнении с другими методами при проведении клинического обследования могут быть существенными признаками пережитого ребенком сексуального насилия:
1) обрезанные или укороченные руки, плохая интегрированность частей тела и отсутствие ног;
2) отсутствие рук на рисунке свидетельствует о потере контроля над событиями или о наличии чувства вины, связанного с какими-либо действиями с руками;
3) преувеличенные руки могут говорить о тревоге или вине в отношении мастурбации, сексуальной агрессии или другого вида сексуального поведения;
4) заштрихованные или отсутствующие рот и глаза, неровная поза отражают высокую степень тревожности жертвы насилия;
5) изображенная улыбка неадекватна всей нарисованной сцене– скорее всего, она показывает, что ребенок скрывает истинные чувства или понимание ситуации;
6) нарисованный большой рот в виде круга может говорить об имевшем место оральном сексе;
7) чересчур выделенные и в изобилии нарисованные волосы на рисунке или полное их отсутствие также говорят о наличии сексуальной тревожности, растерянности или неадекватности;
8) использование художественных объектов и материалов в качестве своеобразного «козла отпущения» (дети совершают с ними деструктивные действия); стремление детей портить «хорошие» или «чистые» рисунки путем их закрашивания, сжигания или протыкания. Эта тенденция связана с тем, что дети, являющиеся жертвами насилия, сами склонны его совершать. Гнев и желание наказать обидчика направляются на изобразительные материалы и являются причиной повреждения уже созданных образов. Глиняные фигурки протыкаются или сминаются. Дети могут бросить сырую глину в рисунок, на котором изображен обидчик, они также могут сминать готовые рисунки и бросать их в мусорное ведро, топтать их или рвать на куски;
9) раскрашивание ладоней, рук и лица. По-видимому, эти действия передают переживаемое ребенком состояние «хаоса». По этой же причине некоторые дети весьма настороженно относятся к нанесению краски на свои кожные покровы, и процедура смывания краски представляет для них особую значимость, как бы неосознанное «проигрывание» травматичной ситуации вновь и вновь для обретения контроля над ней;
10) создание изображений ущербных или неполноценных персонажей, а также таких, которые испытывают страх и отчаяние, либо находятся в опасной для них ситуации– это может отражать особенности самовосприятия детей, переживших насилие;
11) некоторые рисунки детей-жертв насилия свидетельствуют об их попытках преодолеть психическую травму посредством механизма «расщепления»: это проявляется в поляризации изображения на две части, отражающие разные грани переживаний – положительную и отрицательную.
После того, как ребенок закончил рисунок, нужно спросить, что на нем изображено, побудить к тому, чтобы он назвал отдельные части тела. Необходимо обратить внимание на то, что на рисунке бросается в глаза.
В последние годы для определения признаков перенесенного насилия в изобразительной продукции детей стали применяться специальные арт-терапевтические диагностические методики, такие, как «Диагностическая рисуночная серия» и рисуночные тесты Сильвер. Тест «Диагностическая рисуночная серия» был разработан американскими арт-терапевтами Барбарой Лесовиц, Шийрой Сингер, Анной Райнер и Бэрри Коэном в 1982 году (Lesovitz, Singer, Rayner, Cohen) в качестве системного инструмента арт-терапевтических исследований (Cohen, Hammer, Singer, 1888).Тест состоит из трех заданий. Каждое из них предполагает создание отдельного рисунка. При выполнении первого задания – свободного рисунка – испытуемому дается инструкция: «Нарисуй что-нибудь, используя эти материалы». При выполнении второго задания («Рисование дерева») испытуемого просят нарисовать дерево. А при выполнении третьего задания испытуемому говорят: «Изобрази, как ты себя чувствуешь, используя линии, формы и цвета». При выполнении теста используется один и тот же набор материалов: три листа ватмана, по одному листу на каждое задание, набор художественной пастели, включающий 12 цветов. Согласно данным Кокс и Собол(Сох & Sobol, 1994), рисунки детей-жертв насилия при выполнении ими «Диагностической рисуночной серии» характеризуются следующими особенностями:
1. Сильный нажим, часто сочетающийся со слабым нажимом.
2. Прерывистые, состоящие из точек линии.
3. «Блуждающие», неуверенные линии.
4. Размазывание мелка по поверхности бумаги, нередко приводящее к созданию грязной поверхности.
5. Выход за границы листа бумаги.
6. Создание каракулей. Удары мелком по поверхности бумаги.
7. Необычное расположение основного образа на листе бумаги.
8. Низкая интегрированность изображения, характеризующаяся слабой связью между его элементами.
9. Наличие многократно повторяющихся образов.
10. «Перенасыщенность» изображения, наличие в нем слишком сложных в структурном отношении образов, в том числе за счет добавления к рисунку надписей, содержательно не связанных с образами.
11. Помещение образов в контур.
12. «Наслоение» образов друг на друга.
13. Наличие разделенных, сегментированных образов и др.
При выполнении второго задания для рисунков таких детей также характерно следующее:
1. Хаотичное изображение ствола, корней или кроны.
2. Изображение распадающегося дерева.
3. Дерево вовсе не различимо.
4. Низкая интегрированность образа дерева и др.
Американский арт-терапевт Р. Сильвер, в свою очередь, разработала рисуночный тест (далее – РТС) и тест «Нарисуй историю», которые были переведены на русский язык и стали применяться в нашей стране начиная с 1999 года (проведена значительная работа по межкультурной адаптации и дальнейшему изучению их диагностических возможностей (Копытин А. И 2001,2005).
РТС и тест «Нарисуй историю» имеют комплексный характер и могут применяться для оценки когнитивной и эмоциональной сфер и образа «Я» испытуемых. Пример такого рисунка: автором является девочка 10 лет, находящаяся на воспитании в детском доме; ее родители лишены родительских прав. Для девочки характерны депрессивные реакции. Она пережила сексуальное насилие и в настоящее время проходит реабилитацию. Рисунок дополнился следующим рассказом ребенка: «Был весенний день; девочка играла и увидела собаку. Потом собака укусила ее, и она горько заплакала. Девочка тяжело переживала эту травму».
По шкале эмоционального содержания данный рисунок можно оценить в 1 балл (изображение деструктивного взаимодействия); по шкале оценки образа «я» — также в 1 балл (идентификация с одиноким, беспомощным персонажем).
Диагностика эмоциональных и поведенческих нарушений с использованием задания на воображение основана на предположении, что в рисунках испытуемых, имеющих такие нарушения, будут преобладать темы с отрицательным эмоциональным содержанием, оцениваемым с использованием двух шкал.
Тесты Сильвер могут также использоваться в контексте арттерапии и психологического консультирования со следующими целями:
– в ходе предварительного интервью или первых занятий с целью оценки состояния особенностей защитно-приспособительных реакций у жертв насилия, характерных для них механизмов копинга и защиты; при этом тесты Сильвер обеспечивают безопасное для ребенка самораскрытие, поскольку он, как правило, не осознает связи между травматичным опытом и его проявлением в рисунках;
– с целью включения ребенка в изобразительную деятельность, когда он, например, не знает, с чего начать, на какую тему рисовать, стесняется это делать, заявляет, что не умеет рисовать; ребенку легче начать рисовать, когда в его распоряжении есть какой-либо стимульный материал, в том числе в виде «готовых картинок»;
– с целью динамической оценки изменений в состоянии ребенка, достигнутых в результате проведенной с ним коррекционной работы, применения превентивных или развивающих программ, в том числе для подтверждения терапевтической эффективности вмешательства;
– с целью оказания на ребенка коррекционного воздействия, например, позволяя ему путем создания рисунков отреагировать негативные чувства (заместительная виктимизация), а также показывая ему на основе обсуждения созданных им рисунков и историй их связь с характерными для него формами реагирования, конкретными обстоятельствами прошлого и настоящего.
По материалам «Психолого-педагогические аспекты работы с законными представителями учащихся начальных классов по вопросам половой неприкосновенности» (методико-практические материалы) Составители: И.А.Ермоленко, методист управления воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы Витебского областного института развития образования, О.В.Волкова, старший преподаватель кафедры педагогики, частных методик и менеджмента образования Витебского областного института развития образования, О.Г.Беспалова, психолог медико-психологического отделения УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии», Витебск, 2020.