ЗА НЕДЕЛЮ… до экзаменов
Смиритесь с мыслью, что главное слово сейчас за вашим ребенком, — вы у него только на подхвате. Попросит готовить ему еду и снять часть обязанностей по дому — сделайте это, попросит вас уехать на дачу и оставить его одного, подчинитесь. Не переборщите с эмоциональной поддержкой. Бесконечные вздохи, сочувственные взгляды и вопрос «Ну как дела?» скорее всего, вызовут раздражение. Не нужно без конца спрашивать: «Ты занимаешься? Сколько тем сегодня подготовил?» Подросток должен чувствовать ответственность, прежде всего перед самим собой и самостоятельно распределять свое время. Родственникам с повышенной тревожностью (бабушкам, дедушкам, чувствительным тетушкам) лучше удалиться.
Во время экзаменов не надо отступать от обычного режима. Если ребенок привык читать до поздней ночи, а потом спать до полудня, не будите его на заре: в это время он не сможет усваивать материал. Любая перегрузка должна компенсироваться полноценным сном. Спать нужно ровно столько, сколько необходимо для полного восстановления сил. Подготовка к экзаменам проходит эффективно, если занятия и отдых чередуются. Каждый час надо устраивать перерыв на 10-15 минут. В это время можно сделать зарядку, перекусить, повозиться с собакой, потанцевать… Только не смотреть на экран телевизора или компьютера — глаза тоже должны отдыхать!
НАКАНУНЕ экзамена
Завершить подготовку к экзамену желательно за 12 часов до его начала: примерно столько времени полученная информация «укладывается» в голове. Учить что-либо в ночь перед испытанием нет смысла: подросток сможет усвоить прочитанное, когда экзамен уже пройдет. На ночь дайте «ударнику умственного труда» теплого молока с медом, чтобы он расслабился и
спокойно заснул. Этим же эффектом обладает вечерняя прогулка.
УТРОМ перед экзаменом…
- Надо думать не о самом испытании, а об успешном его завершении, настраиваться на хороший результат. Абитуриент должен убеждать себя: «Я спокоен, я собран… » Обязательно в утверждающей форме: наше подсознание не воспринимает частицу «не», поэтому самовнушение, высказанное в отрицательной форме: «Я неволнуюсь, мне нестрашно» не эффективно.
- Если абитуриента одолевают тревожные мысли, надо обдумать их до выхода из дома, чтобы не отвлекаться во время подготовки к ответу или выполнения письменного задания.
- Неприятные мысли можно отогнать: записать их на бумагу и выбросить в ближайшую урну.
- Проведите утро, как обычно. Пусть подросток наденет одежду, в которой чувствует себя уверенно, возьмет с собой талисман, если верит в его помощь, выполнит те «ритуалы», которые всегда приносили удачу.
ВО ВРЕМЯ экзамена
…Нужно думать только о задании.
- Посоветуйте подростку, если он впадет в ступор на письменном экзамене после объявления темы, вспоминать материал через детали.
- Психологи считают, что причина ступора сужение сознания. Испуг «Я ничего не знаю, все забыл, что делать?» тормозит процессы вспоминания. Не надо зацикливаться на той мысли, которая постоянно крутится в голове. Воспоминания о конкретном фильме, конкретной книге, конкретной ситуации вытеснят застрявшие в мозгу фразы, что поможет расслабиться и начать обдумывать заданную тему.
- Сосредоточиться и справиться со стрессом во время устного ответа поможет удобная поза. Обычно, когда человеку хорошо, он сидит в одной позе, когда ему плохо в другой.Посоветуйте подростку перед ответом принять такую позу, в которой он сидит, когда чувствует себя комфортно, и часть волнения уйдет. Зажатость и неуверенная поза сковывают мысли, мешают излагать материал свободно и раскованно, и могут негативно отразиться на оценке.
- Вы переживете сильнейший стресс независимо от того, чем это испытание закончится для вашего ребенка. Это реакция на сверхожидание.
- Дайте себе передышку на несколько дней. Постарайтесь спокойно принять любой результат. Положительный момент можно найти везде. Вы ведь все равно его любите и принимаете таким, какой он есть…