Личность развивается не только в результате сознательных или продуманных усилий родителей или других взрослых, а формируется благодаря самым первым социальным отношениям, в которые вступают дети. Формирование половой идентичности человека — одно из направлений социализации человека. Процесс такой социализации заключается в том, что многие базовые различия между мужчинами и женщинами закладываются в семье, хотя дети узнают о них из множества источников.
С самого детства родители начинают влиять на формирование половой идентичности ребенка, которая заключается в единстве поведения и самосознания, причислении себя к определенному полу и ориентации на требования соответствующей половой роли. Осознание ребенком своей половой роли (идентичности) включает в себя, с одной стороны, полоролевую ориентацию, представление ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли, а с другой — полоролевые предпочтения, какую половую роль (идентичность) ребенок предпочитает. Половая роль при этом выступает в виде системы предписаний, модели поведения, которые должен усвоить индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной (мальчиком, девочкой).
Напомним, что выделяют несколько этапов формирования у ребенка половой идентичности. Знание этих этапов поможет педагогам простроить преемственные линии в вопросах формирования половой идентичности у ребенка начальных классов.
Первый этап— к 1,5 годам в ходе общения со взрослыми формируется знание первичной половой идентичности. Уже к этому времени дети могут знать о своей половой принадлежности.
Обычно в первые годы жизни дети очень привязаны к матери. В это время они сталкиваются с проблемами отделения и индивидуализации. Это подразумевает ослабление первоначальной идентификации с матерью, уменьшение оральной зависимости от нее. У мальчиков и девочек этот процесс оставляет разные впечатления.
Ранние впечатления девочек включают в себя «двойную» идентификацию: не только они идентифицируют себя с матерью (как и мальчики того же возраста), но и сами матери, как большие дочери, очень сильно идентифицируют себя со своими дочерями. Эта идентификация подразумевает чувство эмпатии по отношению к настоящему и будущему дочери, физических и эмоциональных трудностей, с которыми она сталкивается. Такое чувство особой привязанности делает последующее разделение матерей и дочерей более трудным. В то же время в отношениях с мальчиками матерям свойственно поощрять их оппозицию по отношению к себе и вообще все, что усиливает их мужское самосознание.
Кроме того, игрушки, которые предлагают ребенку, игры и развлечения, вкусы, которые ему стараются привить, требования, которые к нему предъявляют, — все пропускается через призму его пола: «Ты не должен плакать, ведь ты не девочка»; «Почему ты дерешься, разве ты мальчишка?»
Второй этап— 3-4 года. После достижения ребенком этого возраста различное развитие мальчиков и девочек общепризнано. В течение этого периода более специфичная маскулинная идентификация должна прийти на смену ранней идентификации мальчика с матерью, и это совпадает со временем, когда отец начинает все чаще присутствовать в мире своих детей. Однако в современном обществе это не так просто осуществить, и поэтому мужская идентификация бывает подкреплена скорее стереотипными представлениями о роли мужчины в обществе, чем реальными отношениями между взрослыми людьми своего пола.
Впоследствии мальчики могут переориентироваться на негативный способ проявления маскулинности, идентифицируя себя во всем, что не является женским. Это означает подавление в себе всех качеств, которые считаются женскими, а также предполагает низкую оценку того, что мальчику кажется «женским» в окружающем мире.
Для девочек развитие женской гендерной идентификации носит более последовательный характер. Им не приходится преодолевать свое раннее «Я» и привязанность к матери, поскольку их окончательное определение как женщины совпадает с центральной фигурой, на которой концентрировалось их детское чувство зависимости. Поэтому идентификация девочки со своей матерью отличается от той дистанцированной позиции, которую занимает мальчик, пытающийся освоиться с мужской ролью и соответствующим ей поведением, которое он вынужден демонстрировать.
Таким образом, восприятие мальчиками и девочками своего внутреннего мира порождает разное развитие «маскулинности» и «женственности». Причем конкретные особенности социальной структуры, подкрепленные культурными представлениями, ценностями и восприятием, интерпретируются через посредство семьи в результате ранних взаимоотношений с социальными объектами.
Основа гендерных различий в способах мышления и разрешения проблем также начинает закладываться по отношению к детям через поведение родителей.
С раннего возраста дети учатся, какая одежда им подходит в соответствии с полом, какое поведение является «гендерно соответствующим». Девочки учатся копировать мир своих матерей, мальчики — отцов. Так, мир девочек оказывается ограниченным маленькой группой подруг, чаще парой; он — частный, не соревновательный, основан не на власти внутри группы, а, наоборот, на взаимном равенстве и уважении друг к другу. Мир мальчиков же является более иерархичным, характеризуется постоянной конкуренцией за статус, наполнен позированием, чтобы утвердить доминирование, привлечь публику, утвердить себя, когда другой повержен.
К 3—4 годам у ребенка формируется способность различать людей по полу, складывается четкое осознание своей половой принадлежности, хотя субъективными критериями этого различия могут выступать любые поверхностные и случайные свойства (например, одежда). Ребенок допускает возможность их изменения у другого, но только не у себя. Любое изменение внешнего облика воспринимается как смена «образа себя», в том числе своего пола. То, что символизирует половую принадлежность, должно быть безупречным, не оставляющим ни малейших поводов для двоякого толкования! Даже совсем маленькие дети отвергают то, что в их системе представлений противоречит нормам их пола: неподобающую одежду, занятия, манеры. Это свидетельствует о колоссальной внутренней работе, связанной с формированием самосознания.
Третий этап — 6-7 лет. На этом этапе происходит практически полная дифференциация половых ролей, выбираются определенные формы игр и компаний. У детей формируются представления о том, насколько его индивидуальные качества и социальное поведение соответствуют нормативам и ожиданиям определенной половой роли. Эти проявления гендерных различий затем усиливаются в результате отношения учителей и школьного воспитания. Система образования становится наиболее мощным средством, с помощью которого общество воспроизводит гендер и социальные отношения.
Четвертый этап(решающий при формировании половой идентичности) — период полового созревания, или пубертатный.
Становление не только половой идентичности, но и сексуальной роли — проблема, которая возникает перед человеком и разрешается им в течение пубертатного периода. Половое созревание, по высказыванию И.С.Кона, — это «…стержень, вокруг которого структурируется самосознание ребенка. Потребность убеждаться в нормальности своего развития обретает силу доминирующей идеи. Все мальчики и девочки оценивают собственные признаки мужественности и женственности. От того, как складываются знания ребенка о себе, как формируется переживание своего «физического Я» вообще и полового в частности, зависят многие стороны его будущего отношения к самому себе, к окружающим людям разного пола и — шире — к чувству любви».
По материалам «Психолого-педагогические аспекты работы с законными представителями учащихся начальных классов по вопросам половой неприкосновенности» (методико-практические материалы) Составители: И.А.Ермоленко, методист управления воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы Витебского областного института развития образования, О.В.Волкова, старший преподаватель кафедры педагогики, частных методик и менеджмента образования Витебского областного института развития образования, О.Г.Беспалова, психолог медико-психологического отделения УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии», Витебск, 2020.