ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ,
чтобы его ребенок стал жертвой насильственных преступлений. Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ
Настораживающие признаки
Любое проявление насилия в отношениях между взрослыми оказывает негативные последствия на детей.
Обратитесь за помощью как можно раньше.
Чем дольше продолжается насилие, тем более опасны его последствия.
Как действовать
Сообщите о случаях насилия, совершенных в отношении вас или кого-либо другого, в милицию или на местный телефон доверия.
Если вы подозреваете, что насилие совершается в отношении вашего ребенка, поговорите с ним об этом.
Если необходимо, обратитесь за помощью к социальным педагогам или психологам школы/социально- педагогического центра.
Что говорить
Детям требуется время, чтобы они смогли говорить о своих чувствах по поводу совершенного насилия.
Ребенок должен знать, что это не его вина и что такой вид отношений является неприемлемым.
Профилактика
Родитель, совершивший насилие, может проявить ответственность и обратиться за помощью, чтобы больше подобного не совершать.
Очень важно демонстрировать положительный пример для детей, чтобы они перенимали позитивный тип поведения.
■ Дети, которые часто видят насилие в семье, перенимают модель поведения, основанную на применении насилия.
■ Домашнее насилие может иметь для детей серьезные и долгосрочные последствия.
■ Часто в ситуации домашнего насилия также имеет место и жестокое обращение с ребенком.
■ Дети часто винят самих себя в происходящей ситуации домашнего насилия.
■ Злоупотребление алкоголем тесно связано с домашним насилием.
■ По статистике, каждая четвертая женщина может подвергнуться домашнему насилию в тот или иной период своей жизни.
■ В ситуации домашнего насилия беременные женщины оказываются наиболее уязвимыми.
Домашнее насилие является преступлением и серьезной социальной проблемой, оказывающей влияние на многие семьи. В 90% известных случаев домашнего насилия дети находились в момент совершения насилия либо в той же, либо в соседней комнате. В подавляющем большинстве случаев насилие совершается мужчинами, а жертвами становятся женщины и дети, хотя есть факты, когда жертвами становились мужчины.
Последствия для ребенка, ставшего очевидцем ситуации насилия в семье, могут быть самые разные. Но можно с уверенностью утверждать, что дети все видят и слышат и хорошо знают о происходящем в семье.
Дети перенимают модели поведения, которые им демонстрируют родители. Наблюдая насилие в семье, ребенок перенимает неверные модели взаимоотношений в семье и с окружающими.
Например,
- у ребенка может сложиться убеждение в том, что насилие — приемлемый способ решения конфликтных ситуаций;
- ребенок учится скрывать ту или иную информацию от окружающих;
- ребенок убеждается, что близким нельзя доверять, что дети всегда во всем виноваты, особенно, если конфликт произошел в результате спора о детях.
Многие не могут понять, почему люди остаются или возвращаются в дом, где совершается насилие. Совокупность нескольких факторов, таких как страх, любовь, риск стать бездомным и финансовая зависимость, часто не дают им уйти, а некоторые пытаются настоять на своем и заставить уйти человека, совершающего насилие.
Краткосрочные последствия:
Даже непродолжительная ситуация домашнего насилия может иметь для ребенка серьезные последствия: ребенок может испытать сильный испуг, замкнуться в себе, начать мочиться в постель, он может убежать из дома, стать агрессивным, у него могут наблюдаться поведенческие проблемы, ухудшение успеваемости в школе, может снизиться концентрация внимания и развиться эмоциональная неустойчивость.
Долгосрочные последствия:
Чем дольше ребенок живет в ситуации насилия в семье, тем более пагубными могут быть последствия:
- проявление неуважения к родителю, не применяющему насилие;
- чрезмерное отождествление себя с родителем, применяющим насилие, и копирование его поведения;
- потеря уверенности в себе, что негативно скажется на способности построения отношений в будущем;
- потеря доверия к окружающим взрослым, что также негативно скажется в будущем на его способности строить отношения с окружающими;
- потеря детства: ребенок вынужден выполнять такие роли в семье, которые не свойственны его возрасту;
- проблемы в школе;
- ребенок может убежать из дома.
Если вас беспокоит ситуация домашнего насилия, найдите человека, с которым вы можете об этом поговорить.
Если вы сами склонны к агрессии и насилию, вы также можете обратиться за помощью в соответствующие учреждения и организации, чтобы прекратить свое опасное поведение.
Если вы подвергаетесь насилию — помните, что вы не одни. В Беларуси существует много организаций и специалистов, которые могут вам помочь. Вы можете сообщить о случаях домашнего насилия в территориальный центр социального обслуживания населения, милицию, где ваша информация послужит ценным свидетельством в будущем для предъявления обвинений лицу, совершившему насилие.
Вы можете обратиться в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по факту совершения насилия.
Признаки сексуального насилия
у детей и подростков
- Физические признаки:
Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот — переедание (булимия).
Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.
Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.
Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:
— порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;
— гематомы (синяки) в области половых органов;
— кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;
— гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;
— боль в нижней части живота;
— повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
— болезни, передающиеся половым путем;
— беременность.
Изменения в поведении:
Изменения в выражении сексуальности ребенка:
— чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
— поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
— соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
— сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
— необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.
- Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:
— замкнутость, изоляция, уход в себя;
— депрессивность, грустное настроение;
— отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
— частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
— истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
— трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
— отчуждение от братьев и сестер;
— терроризирование младших и детей своего возраста;
— жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
— амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).
Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:
— неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
— резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
— прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;
— принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
— отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
Изменения самосознания ребенка:
— падение самооценки;
— мысли о самоубийстве, попытки самоубийства. Появление невротических и психосоматических симптомов:
— боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
— боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).
Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.
Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой.
Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.
Остановитесь! Оглянитесь!
Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…
Профилактика преступлений
против половой неприкосновенности несовершеннолетних
Стратегии предупреждения насилия в семье
- ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы.
Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.
- СТАНЬТЕ ЧАСТЫМ ПОСЕТИТЕЛЕМ ШКОЛЫ. Если у Вашего ребенка возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к возникновению низкой самооценки, идите в школу — ВМЕШАЙТЕСЬ! Персонал школы существует для того, чтобы помогать детям учиться и преуспевать. Последствия того, если ребенок чувствует себя неудачником, могут выражаться в насильственных действиях с его стороны: драках, уничтожении имущества, жестокости и даже самоуничтожении.
- ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах — это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.
- НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ». Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать » Я горжусь тобой!»
- ГОВОРИТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ. Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы. Наблюдайте, как Ваши дети общаются. Если же ребенок подвергся насилию, постарайтесь воспротивиться желанию осудить или оправдать то, что произошло. Воспользуйтесь временем, чтобы выяснить обстоятельства, затем решите, как Вы сможете своей поддержкой предотвратить дальнейшее насилие.
Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем — ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики. ГОРДИТЕСЬ СВОИМ РЕШЕНИЕМ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОМОЩЬЮ. ЭТО ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ, НО ОНО ОТРАЖАЕТ ВАШУ ЗРЕЛОСТЬ. ЭТО ПОМОЖЕТ ПРЕДУПРЕДИТЬ НАСИЛИЕ.
КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА
(советы родителям)
1. Научите вашего ребенка, что он имеет право сказать «Нет» любому взрослому, если почувствует исходящую от него опасность.
2. Научите своего ребенка громко кричать «Это не моя мама!» (или «Это не мой папа!»), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.
3. Научите вашего ребенка сообщать вам, куда он идет, когда собирается вернуться и звонить по телефону, если неожиданно планы поменяются.
4. Старайтесь САМИ забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-то другой, предупредите об этом заранее воспитателя или школьного учителя.
5. Придумайте пароль для вашего ребенка и научите его никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если он не знает пароль.
6. Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок.
7. Научите вашего ребенка пользоваться телефоном-автоматом (включая международный). Номера домашнего телефона и телефонов служб помощи он должен знать наизусть.
8. Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен.
9. Если ваш ребенок выезжает за границу (на отдых, на лечение, на конкурс, олимпиаду и т.д.), ему необходимо иметь при себе заграничный паспорт. Все документы, необходимые для оформления паспорта, родители САМИ (никому не поручая) должны представить в паспортно-визовый отдел.
Памятка для родителей
по профилактике насилия в семье
Уважаемые папы и мамы!
«Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг, предназначенный богом». Эти слова из книги Али Акбара Фурутана «Отцы, матери, дети». Эти слова как приглашение к разговору. Каждый должен подумать: комфортно ли в вашем доме ребёнку? Имеется в виду не только материнская сторона (здесь нет границ), но и морально, душевно.
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.
Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
К ребенку относятся жестоко, если используют:
- угрозы бросить его,
- угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам, • используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным.
Исключите проявления жестокости из своего обихода. Ведь не зря гласит народная мудрость: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом»; «Когда в вашей семье появляется первая «детская» неурядица, когда глазами вашего ребенка глянет на вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка, почему вы не оглянетесь назад, почему вы не приступите к ревизии вашего собственного поведения?»
(А.С. Макаренко).
Проявления эмоционального и психологического насилия
— запугивание ребенка:
— ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов,
— используют для запугивания свой рост, возраст,
— на него кричат,
— угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).
— использование силы общественных институтов – религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.
— использование изоляции – контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой
Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:
- унижают его достоинство,
- используют обидные прозвища,
- используют его в качестве доверенного лица,
- при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
- ребенка стыдят,
- используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)
К психической форме насилия относятся:
— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
— угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
— преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
— ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
- Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
— отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
— неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
— безработица, постоянные финансовые трудности;
— постоянные супружеские конфликты;
— статус беженцев, вынужденных переселенцев;
— низкий уровень культуры, образования;
— негативные семейные традиции;
— нежелательный ребенок;
— умственные или физические недостатки ребенка;
— «трудный» ребенок.
К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране множество детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год есть случаи, где дети избиваются родителями, несовершеннолетние становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Дети уходят из дома, спасаясь от родителей.
Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:
- физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
- дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;
- когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
- жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Помните, насилие — порождает насилие!
Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать.
Чем заменить наказание?
Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
Наградами. Они более эффективны, чем наказание.
Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.
Также в заключении хочется привести разработанные психологами
4 заповеди мудрого родителя:
- Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.
- Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.
- Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…»
- Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.
Помните, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.
Уважаемые родители! Разумно любите своих детей, создавайте комфортные условия для них!